Русский язык "Ь или Ъ" 2 Класс
Вводный урок
Русский язык
Тема:
"Ь или Ъ"
Класс: 2
Учитель начальных классов
высшей категории
Букина В.Н.
Тема: "Ь или Ъ?"
Цели: 1. Образовательные. Дети должны узнать правило выбора одного из двух разделительных знаков, научиться решать эту орфографическую задачу
2. Развивающие. Формировать у школьников приёмы умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения.
3. Воспитательные. Привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, желания раскрывать его тайны.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Введение в тему урока.
Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Новое об известных опасностях письма.
О каких опасностях письма мы говорили?
Об удвоенных согласных.
Что нового об этой орфограмме узнали?
Бывает так, что последняя буква одной части слова и первая буква другой оказываются одинаковыми. Тогда на границе частей слова появляются удвоенные (двойные) согласные. Чтобы не пропустить их и не сделать ошибки, нужно уметь выделять части слов.
Сегодня мы тоже узнаем новое, но уже о другой орфограмме. Откройте упражнение 552 (приложение №1). Какой звук собрал слова вместе?
[ Й']
Одинаково ли его нужно обозначить?
В первом слове потребуется буква Й, во втором - Е, а в остальных словах гласным звукам для его обозначения нужен помощник: Ь или Ъ
В каких словах для разделительных знаков есть выбор?
А почему в слове перья нет такого выбора?
Вьюн и съел
В конце слов Ъ никогда не пишется. Близко к концу слова мы пишем Ь.
Закончите звуко-буквенный разбор. На месте выбора букв оставьте окошко. Характеристику давайте устно.
Выполняют самостоятельно.
II. Постановка учебной задачи.
Догадайтесь, чему мы будем учиться на уроке?
Выбирать из двух разделительных знаков нужный.
Да, ребята, теперь ваших знаний хватит, чтобы разгадать тайну выбора Ь или Ъ в любых словах. Раскройте её
III. Приобретение новых знаний.
На доске слова:
Ь Ъ
вьюга въехал съеду объявление
пьеса вьют подъезд воробьи
Запишите слова в два столбика.
Наблюдайте за строением слов. Найдите различия.
Выполняют задание, выделяют корень ( с помощью учителя) и приставки по памяткес.с. (приложение №2), наблюдают, делают вывод: после приставок перед корнем пишется Ъ, а в других частях слова –Ь.
Проверьте, правильна ли ваша догадка (правило стр.112 приложение №3).
Молодцы! Вы сделали настоящее открытие
Читают правило.
Ребята, прочитайте вопрос Тома на стр.113
Ответьте на вопрос Тома с помощью авторов учебника.
А как ты будешь пользоваться этим правилом?
Сначала надо послушать, находится ли звук [Й'] после согласного перед гласным. Если да, то тогда нужно узнать, он после приставки или нет. Если после приставки, писать Ъ, а если не после приставки, то писать Ь.
Почему раньше, в начале учебного года, вы ещё не смогли бы пользоваться этим правилом?
Не знали из каких частей состоит слово.
IV. Закрепление способа действия.
Давайте вернёмся к заданию 552, решим задачу и впишем нужные буквы.
Решают орфографическую задачу.
Прочитайте второй вопрос Тома.
Учитель показывает карточку одного знака, потом другого, и просит назвать звук, если он есть.
А сами буквы Ъ и Ь обозначают какой-то звук, или они только помощники?(приложение №4)
Буквы Ъ и Ь не обозначают никакого звука.
Примените новые знания и правильно запишите слова. Не попадитесь в ловушки!
На доске:
с?ехал по? ехал в? ехал до? ехал
под? ехал от? ехал за? ехал
Выполняют фронтально с комментированием каждого этапа, с опорой на модель.
V. Игра: Ъ или Ь
(Класс — 2 ком.)
Учитель диктует слова с разделительными Ъ и Ь.
Соловьи, друзья, съезд, бьётся, объяснить, подъём, вьюга, семья, съехать, съесть, платье, съёжился, объявление, судья, шьёт, подъехать, объездчик, серьёзный, съёмка, обезьяна.
Команда «левых» выписывает слова с разделительным Ъ, а команда «правых» — слова с разделительным Ь. Затем ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и делают взаимопроверку, в случае необходимости обращаясь к учебнику или учителю. После взаимопроверки поднимают руки те, у кого не обнаружено ошибок. По их числу определяется команда-победительница.
VI. Подведение итогов урока.
Так что же нового было сегодня на уроке?
Что расскажете дома?
Кому было трудно на уроке?
Над чем ещё предстоит поработать?
Мы узнали как правильно выбирать один из разделительных знаков.
После приставок перед корнем пишется Ъ, а в других частях слова, не после приставок, пишется Ь.
VII. Домашнее задание:
Упражнение 558, правило стр.112, можно сделать модель способа действий со стр.113 на карточке(по желанию).
Записывают задание.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ