Русский язык. 3 класс "Род имени существительного"
Учитель: Денисенко Наталья Александровна.
Личностно-ориентированный урок. Русский язык. 3 класс.
Тема: Род имени существительного.
Цели: учить определять род имён существительного, закрепить знания об имени существительном и его роли в нашей жизни.
Задачи: совершенствовать умение определять род имен существительных;
развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение,
классификация) через выполнение упражнений и игр;
развивать устную речь учащихся через умение отвечать, доказывать
свою точку зрения;
формировать умение работать самостоятельно, навык самоконтроля, самооценки.
Оборудование:
личностно-ориентированный план учащегося,
карточки с заданием,
карточки-помощь,
интерактивная доска.
Мотивационно-целевой этап.
Орфографическая минутка.
Операционный этап.
Теоретический этап.
Тест.
1 уровень.
2 уровень.
Помощь:
Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:
-ев-
-от-
-ость-
-авиц-
-ок-
3 уровень.
Творческое задание.
Рефлексия.
- Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу.
- Запишите число, классная работа.
- Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.
1) Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
2) Кто-то утром застеклил,
Как окошко, воду,
Чтоб карасик не простыл
В лютую погоду. (лёд)
3) Он рисует на стекле
Пальмы, звёзды, шарики,
Говорят, ему сто лет,
А шалит как маленький. (мороз)
4) На дворе – горой,
А в избе – водой. (сугроб)
5) Сказочная девочка,
Зимою к нам пришла,
Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)
- Что объединяет все эти слова? (зима)
Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.
- Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.)
- Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)
- Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера.
Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч.
Собств.-нариц. падеж
М.р., ж.р., ср.р.
- Какого рода наши слова?
- Как вы его определили? (повторение правила)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах.
- Выслушаем некоторые из них.
- Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.
- Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу.
- с какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»?
- Кто не справился с работой?
- Какие испытываете затруднения?
- Что можно посоветовать этим ученикам?
- Посчитайте баллы.
- Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного.
- Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем)
- Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?
1 уровень.
- Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.
Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница.
(проверка по ключу)
- Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать?
- К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ.
- Оцените свою работу, не забывайте о настроении.
2 уровень.
- От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.
Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.
(проверка фронтальная)
- Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные)
- Оценим свою работу.
3 уровень.
- Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.
- Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл?
- Определили ли вы род слова сани? (только мн.число)
- Правильность этого задания я проверю сама.
Творческое задание.
Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.
(чтение нескольких работ)
-Положите перед собой свой план.
- Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни.
- Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»?
- Достигли ли вы цели урока?
- У кого что-либо не получалось?
- Что мы им посоветуем? (Повторить правило)
- Как изменялось настроение?
- Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.
Личностно-ориентированный план уч-ся _______________________________
Тема
Необходимо знать (теоретический уровень)
Творческое задание
Оценка
2 урок
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Род
имени
сущест-
витель-
ного
Знаем
1. Что такое имя существительное.
2. Постоянные и непостоянные признаки.
3. Как определять род имени существительного.
Карточка №1.
Карточка №2.
Задание А.
Образуй имена сущ., определи род.
Карточка №2.
Задание Б.
Составь предложение, определи род.
Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.
Теор.
уровень –
1 уров. –
2 уров. –
3 уров. –
Тв.ур. -
Дом.
задание
Повторить правила определения рода имени существительного. с.107,108.
Упр.243
Упр.245
Упр.246, озаглавь текст.
Моё
наст-
рое-
ние
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ