Русский язык. 3 класс "Род имени существительного"

Учитель: Денисенко Наталья Александровна.

Личностно-ориентированный урок. Русский язык. 3 класс.


Тема: Род имени существительного.


Цели: учить определять род имён существительного, закрепить знания об имени существительном и его роли в нашей жизни.


Задачи: совершенствовать умение определять род имен существительных;

развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение,

классификация) через выполнение упражнений и игр;

развивать устную речь учащихся через умение отвечать, доказывать

свою точку зрения;

формировать умение работать самостоятельно, навык самоконтроля, самооценки.

Оборудование:

личностно-ориентированный план учащегося,

карточки с заданием,

карточки-помощь,

интерактивная доска.

Мотивационно-целевой этап.





Орфографическая минутка.






























Операционный этап.


Теоретический этап.


















Тест.

























































1 уровень.















2 уровень.





Помощь:

Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:

-ев-

-от-

-ость-

-авиц-

-ок-








3 уровень.














Творческое задание.








Рефлексия.











- Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу.

- Запишите число, классная работа.



- Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.


1) Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

2) Кто-то утром застеклил,

Как окошко, воду,

Чтоб карасик не простыл

В лютую погоду. (лёд)

3) Он рисует на стекле

Пальмы, звёзды, шарики,

Говорят, ему сто лет,

А шалит как маленький. (мороз)

4) На дворе – горой,

А в избе – водой. (сугроб)

5) Сказочная девочка,

Зимою к нам пришла,

Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)


- Что объединяет все эти слова? (зима)


Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.


- Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.)

- Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)



- Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера.

Имя существительное


Постоянные признаки Непостоянные признаки


Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч.

Собств.-нариц. падеж

М.р., ж.р., ср.р.


- Какого рода наши слова?

- Как вы его определили? (повторение правила)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах.

- Выслушаем некоторые из них.


- Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.


ТЕСТ.


1. Найдите верное определение:

Имя существительное – это …

А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?


2. Найдите слово, обозначающее предмет:

А) умный Б) быстро В) смех Д) едет


3. Какое слово лишнее?

А) река Б) свет В) книга Д) лента.


4. Найдите одушевленные имена существительные:

А) сказка Б) шутка В) девочка


5. По какому признаку сгруппированы слова:

Небо, окно, поле, платье, пальто.

А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода

Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода


6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:

А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный


7. Найди собственные имена существительные женского рода.

А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь

8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.

А) Хлебное поле заросло колосьями.

Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.


9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:

А) Лимон, банан, огурец.

Б) Помидор, карандаш, нос.

В) Шарф, огород, луч.


- Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу.

- с какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»?

- Кто не справился с работой?

- Какие испытываете затруднения?

- Что можно посоветовать этим ученикам?


- Посчитайте баллы.

- Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного.

- Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем)


- Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?


1 уровень.


- Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.


Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница.


(проверка по ключу)

- Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать?

- К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ.

- Оцените свою работу, не забывайте о настроении.


2 уровень.


- От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.


Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.


(проверка фронтальная)

- Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные)

- Оценим свою работу.











3 уровень.


- Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.


Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.



- Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл?

- Определили ли вы род слова сани? (только мн.число)

- Правильность этого задания я проверю сама.



Творческое задание.


Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.


(чтение нескольких работ)



-Положите перед собой свой план.

- Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни.

- Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»?

- Достигли ли вы цели урока?

- У кого что-либо не получалось?

- Что мы им посоветуем? (Повторить правило)

- Как изменялось настроение?

- Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.






Личностно-ориентированный план уч-ся _______________________________

Тема

Необходимо знать (теоретический уровень)




Творческое задание

Оценка

2 урок



Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3



Род

имени

сущест-

витель-

ного

Знаем

1. Что такое имя существительное.

2. Постоянные и непостоянные признаки.

3. Как определять род имени существительного.


Карточка №1.

Карточка №2.

Задание А.


Образуй имена сущ., определи род.

Карточка №2.

Задание Б.


Составь предложение, определи род.

Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.

Теор.

уровень –

1 уров. –

2 уров. –


3 уров. –

Тв.ур. -

Дом.

задание

Повторить правила определения рода имени существительного. с.107,108.


Упр.243

Упр.245

Упр.246, озаглавь текст.



Моё

наст-

рое-

ние


























ТЕСТ.


1. Найдите верное определение:

Имя существительное – это …

А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?


2. Найдите слово, обозначающее предмет:

А) умный Б) быстро В) смех Д) едет


3. Какое слово лишнее?

А) река Б) свет В) книга Д) лента.


4. Найдите одушевленные имена существительные:

А) сказка Б) шутка В) девочка


5. По какому признаку сгруппированы слова:

Небо, окно, поле, платье, пальто.

А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода

Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода


6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:

А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный


7. Найди собственные имена существительные женского рода.

А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь

8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.

А) Хлебное поле заросло колосьями.

Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.


9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:

А) Лимон, банан, огурец.

Б) Помидор, карандаш, нос.

В) Шарф, огород, луч.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ