Русский язык. 3 класс "Виды предложений по цели высказывания"
Аттестуемый педагог Работина Светлана Викторовна.
Предмет: русский язык Класс: 3 «Д».
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.
Цели урока:
познакомить обучающихся с особенностями предложений разных видов по цели высказывания;
развивать творческую инициативу обучающихся в устной и письменной речи.
Задачи урока:
научить определять предложения разных видов по цели высказывания;
выработать умение употреблять разные виды предложений в устной и письменной речи;
выработать умение использовать предложения данных видов при описании природы в весеннее время года, тем самым прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид: урок решения познавательных задач.
Метод: продуктивный.
Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя
Д.Н. Ушаков, С.,Е Крючков Орфографический словарь М.: Просвещение, 2001; М. С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка. М: Просвещение, 2003; Этимологический словарь М. Фасмер, с. 603.
Оборудование: таблица «Виды предложений по цели высказывания», карточки для индивидуальной работы в классе (25 штук), карточки для выполнения домашнего задания, солнышко, лучи (25 штук трёх цветов для рефлексии), картинки с изображением весны, рябины.
Этапы урока
Содержание этапа
1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
включиться в учебный ритм.
Задачи:
эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность;
сосредоточить внимание.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
подготовить обучающихся к работе на уроке.
Задачи:
создать положительный и эмоциональный настрой у обучающихся на предстоящую деятельность;
организовать внимание обучающихся на уроке.
Метод: словесный
Форма работы: фронтальная.
Учитель:
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобится ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Тогда начинаем!
(Обучающийся читает стихотворение)
Привет, привет тебе весна!
Всё пробудилось ото сна,
Пора расцвета настаёт,
И сердце радостно поёт.
- Почему сердце радостно поёт? (С наступлением весны)
- Почему мы рады наступлению весны? (Природа оживает)
Какие прелестные строки.
И сегодня мы в это прекрасное время года отправляемся в мир исследований красивой речи.
- Откроем тетради, запишем: «Третье апреля. Классная работа».
Результат: включение обучающихся в деловой ритм.
2
Постановка проблемы
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
увидеть проблему, осознать её.
Задача:
предложить способы решения проблемы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы.
Задачи:
стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации;
подвести обучающихся к решению поставленной проблемы.
Форма работы: фронтальная
Метод: проблемно-поисковый
На доске: наступила, весна, ранняя
как, ручьи, журчат, весенние
на, посмотрите, солнце, яркое
- Какое задание нам нужно выполнить? (По опорным словам составить предложения)
- Какое составили первое предложение? (Наступила ранняя весна.)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. сообщается о том, что наступила ранняя весна.)
Запишем наилучший вариант.
- Какое составили второе предложение? (Как журчат весенние ручьи?)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Вопросительный знак, т.к. задаётся вопрос.)
Запишем наилучший вариант.
- Какое составили третье предложение? (Посмотрите на яркое солнце.)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. содержится просьба.)
Запишем наилучший вариант.
-Итак, какие мы записали предложения? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)
- Какую вы увидели проблему? (Все предложения разные по цели высказывания.)
Результат: подведение обучающихся к решению поставленной проблемы.
3
Сообщение темы, целей и задач урока
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
сформулировать тему, цели и задачи урока.
Задачи:
учиться сотрудничать с учителем в учебном процессе;
отстаивать свою точку зрения.
Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
создать условия для формулирования темы, целей и задач урока обучающимися.
Задача:
подвести обучающихся к определению темы и целей и задач урока.
Форма работы: фронтальная
Метод: словесный (беседа)
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Виды предложений по цели высказывания.).
- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с предложениями разных видов по цели высказывания)
- Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Уметь определять предложения данных видов, упражняться по теме и читать предложения с правильной интонацией.)
Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.
4
Открытие новых знаний
Цель которая должна быть достигнута обучающимися:
в процессе работы над повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями выяснить, почему предложения получили такие названия.
Задачи:
научиться определять предложения разных видов по цели высказывания;
определять предложения разных видов по цели высказывания в общении.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
раскрыть понятие о видах предложения по цели высказывания.
Задачи:
выработать умение правильно сравнивать предложения данных видов;
показать необходимость употребления этих предложений в общении.
Форма работы: фронтальная
Метод: проблемно-поисковый
- Весна помогла нам определить тему урока и определить задачи.
Откройте учебник на странице 118.
Давайте посмотрим, какой диалог состоялся между Афанасием и дедушкой Фёдором. Афанасий, как и вы, был на весенних каникулах и прочитал новую книгу.
_ Прочитайте первое предложение. (Я прочитал очень интересную книгу)
- С какой целью говорит Афанасий? (С целью сообщения, он сообщил, что прочитал очень интересную книгу и поэтому в конце поставил точку)
- Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное.)
Посмотрите на вторую картинку и прочитайте предложение. (О чём эта книга? Оно вопросительное, здесь цель: задать вопрос, поэтому в конце стоит вопросительный знак.)
- Прочитайте последнее предложение под третьей картинкой? (Обязательно прочитай эту книгу. Здесь просьба, в конце стоит знак точка.)
Работа с текстом определения. (страница 119)
- Давайте сравним наши ответы с суждением учебника. Прочитайте про себя.
Вслух прочитает… (Читает обучающийся.)
- Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Правильно ли стоят знаки в конце предложений? (Правильно.)
- Уважаемые исследователи, что мы узнали новое в мире исследований? ( О предложениях разных видов по цели высказывания). (Если сообщается что-либо, то предложение повествовательное, если спрашивают, то вопросительное, если идёт побуждение к действию, то побудительное.)
- Для чего это нам нужно? (Для общения друг с другом)
Результат: подведение к открытию новой темы обучающимися.
5
Первичное закрепление
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей.
Задачи:
упражняться по данной теме в текстах учебника;
умение находить ошибки при взаимопроверке.
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
выработать умение у обучающихся оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.
Задачи:
развивать умение логически строить цепь собственных суждений;
развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.
Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой
Метод: практический, игровой
В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.
Физкультминутка: Если я назову повествовательное предложение – вы сидите, если – вопросительное – хлопаем в ладоши, а если побудительное – встаёте.
Скоро прилетят первые весенние птицы. (Сидят.)
Когда появится на полянке зелёная травка? (Хлопают.)
Ребята, покормите птиц. (Встают.)
Ты сделал волшебную полочку для птиц? (Хлопают.)
Солнышко, свети ярче и отогрей землю. (Встают.)
Появляются на деревьях первые почки. (Сидят.)
– Переходим к применению новых знаний на практике.
Работа по учебнику страница 120 упражнение 386. Прочитайте задание к упражнению. Давайте составим алгоритм выполнения. (Прочитаем, выпишем повествовательные, затем побудительные предложения, подчеркнём глаголы)
Прочитает согласно знакам препинания…(Обучающийся читает вслух)
Какое слово с непроверяемой гласной в корне слово встретилось нам при чтении? (рябина)
Я просила вас поработать над этим словом, что у вас получилось?
На доске появляется картинка с изображением рябины.
(Например: Рябина с я пишу всегда
И не забуду никогда.
Рябина – это слово, если перевести с польского, означает: рябчик, отсюда: рябина пишется с буквой я – Этимологический словарь М. Фасмера.)
- Выполняем упр. 386, стр. 120 письменно. Взаимопроверка.
Фронтальный опрос:
- Все ли правильно выполнили? Кто допустил ошибки?
- Какие повествовательные предложения выписали?
- А побудительные?
Вывод:
- Почему данные предложения отнесли к повествовательным? (Цель: сообщение)
- Почему предложения отнесли к побудительным? (Цель: побуждение)
А сейчас поиграем: вслух доскажем слово, которое пропущено.
Игра: Первый листок подучился из почки.
В предложении поставлю я (точку).
Как зимовали? Очнулись от сна?
Если вдруг встретится образ сомнительный,
То я поставлю знак (вопросительный).
Дети, смотрите, наступила весна.
В предложении этом ставлю я (точку)
Цель побуждения сказано точно.
Молодцы, справились. Умеете применять знания на практике.
Результат: умение оперировать полученными знаниями.
6
Самостоятельная работа
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
определить уровень овладения знаниями.
Задачи:
выполнять задания по алгоритму самостоятельно;
сверить результаты выполненной работы с текстом правила;
сделать выводы по теме.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
определить у обучающихся практический уровень овладения новым материалом.
Задачи:
работать над развитием навыка практического применения знаний;
научить работать самостоятельно с текстом и по карточкам.
Форма работы: самостоятельная.
Метод: практический.
Страница 120 – 121 упражнение 387. Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя и затем ответим на вопросы к тексту.
Читает обучающийся вслух. А кто прочитает ещё лучше? (Спросить 3- 4 обучающихся)
. - О чём пропела коноплянка, как вы думаете: (О наступлении весны. Ей нравится весна.)
- Сколько в тексте предложений? (В тексте 6 предложений)
- Какие они по цели высказывания? (Повествовательные, а последнее – побудительное)
Прочитайте побудительное предложение. (Читают последнее предложение.)
Спишите побудительное предложение.
Мир исследований зовёт нас путешествовать дальше.
На партах у вас задание: расставьте названия предложениям. Работает по вариантам.
Возьмите карточки в руки. Обратимся к правилу: найдите в правиле сокращённые обозначения предложений по цели высказывания. Прочитайте. Читает 1 обучающийся вслух.
1 вариант Весна.
Солнце пригрело. ( )Побежали ручьи. ( )Прилетайте, грачи. ( ) Птицы выводят птенцов. ( )Весело скачет по лесу заяц? ( ) Он рад, что наступила весна. ( )
2 вариант Весной.
Лисица вышла на охоту и чует добычу. ( )Волчица вывела волчат на поляну? ( )Она безумно рада весне. ( ) Медведица рычит у берлоги. ( )Бабочки и пчелы, летите к цветам. ( ) Все рады весне. ( )
(Взаимопроверка).
Для чего нам необходимы нам предложения по цели высказывания? (Для правильного общения.)
Как раз сейчас вы пообщаетесь. Я вам разрешила сесть друг с другом на уроке не просто так, а с умыслом. Мир исследований позвал нас на творческое дело. Вам необходимо в паре, с кем вы сидите и чаще всего общаетесь составить диалог на тему: «Как я встречаю весну?» Употребляйте в диалоге как можно больше прилагательных.
- Для чего нам нужно употреблять больше прилагательных? (Для красивой речи, они придают окраску нашей речи.)
Итак, составляем диалоги, как только вы составите – поднимите руки.
Диалоги ребят выслушиваются и оцениваются.
- Все ли виды предложений по цели высказывания прозвучали?
Результат: определить практический уровень овладения материалом.
7
Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
оценить значимость учебных действий для самого себя.
Задача:
провести самооценку знаний.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Задачи:
формировать осознанность и критичность учебных действий;
выявить уровень усвоения новых знаний.
Форма работы: фронтальная
Метод: игровой.
- Мы побывали в мире исследований в весеннее время года. А сейчас вы мне подскажите, что нам удалось открыть.
- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим знакомым?
- О чём хотелось бы ещё узнать?
Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.
Давайте позовём солнышко, чтобы нас оно обогрело: «Солнышко, приходи!» И сейчас к нему присоединим лучики. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему, И они получают домашнее задание: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания. На уроке вы получили хорошую базу для написания сочинений.
Мы работаем над проектом: «Времена года»: создали книгу: «Увлекательные путешествия снежинок», т.е. на зимнюю тему, которая будет выпущена Волгоградским издательством «Солнечный круг», а сейчас пора создать книгу на тему: «Весна», поместим туда самые лучшие работы.
Оранжевые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника. Они получают домашнее задание: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания.
Когда наступит весна Ярко засветило солнышко На лугу появились первые цветы Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. Смотри, птица, на бабочек, но не трогай их
Жёлтые лучи – кому ещё необходима помощь учителя и они дома выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.
Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.
8
Итог урока.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
получить информацию о результатах знаний.
Задачи:
дать оценку своим знаниям;
проверить адекватность оценки своих достижений.
Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:
провести анализ и оценку достижения обучающимися целей и задач урока.
Задачи:
развивать самокритичность при оценке своих знаний;
дать оценку знаниям обучающихся на разных этапах урока.
Метод: устный опрос
Форма работы: фронтальная
На доске перепутана таблица – вам необходимо её собрать правильно.
А затем рассказать всем о своём открытии в мире исследований.
Предложения по цели высказывания
Сообщение Вопрос Просьба
Повеств. Вопрос. Побудит.
Точка Вопрос. знак Точка
Выполнили ли задачи урока, поставленные вами? (Научились определять предложения по цели высказывания, упражнялись в этом, читали с правильной интонацией.)
- Какие у вас возникли трудности?
- Над чем необходимо ещё работать?
Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.
Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.
Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах знаний.
9
Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
применять полученные знания в выполнении домашнего задания.
Задача:
понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задачи:
дать обучающимся домашнее задание разного уровня;
помочь разобраться обучающимся в предполагаемом домашнем задании.
Метод: словесный.
Форма работы: фронтальная.
Задание для первой группы учащихся: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания
для второй группы: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания
для третьей группы: выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.
Спасибо за урок.
Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ