Русский язык "Звук и Буква Л"

Занятие № 10. Звук и Буква Л.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.


- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к смешарику. Вот его дом. Послушайте стихотворение и скажите, кто живет в этом домике?

Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж, (
показать глобус)
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!

- Правильно! Это Лосяш! Открыть картинку.

Я – учёный Лосяш. Помогу, подскажу.
В телескоп я на небо ночное гляжу.

- Но, вот беда! Пока Лосяш, изучал тайны природы он заблудился в нашем лесу. И просит нас помочь ему добраться до его дома. Чтобы ему помочь, нам надо проложить через лес маршрут. Сделать это мы с вами сможем, выполняя различные задания. Все задания разделены на два этапа.

1 этап. Мы с вами должны поймать и вернуть назад разлетевшиеся по лесу слоги и буквы. Му – ха, у - ха, с-.-м, шу- м, о –са, хо- р, ш –ар, у-.-ы, ша-ры, му-хо-мор, Ма-ша.

- Молодцы! Вы успешно справилтсь с этим заданием. Но это только половина пути. Чтобы выполнить следующее задание и проложить маршрут к домику Лосяша, нам надо познакомиться с любимым звуком Лосяша.


Знакомство со звуком [ л ].


Лосяш будет вам загадывать свои любимые загадки. Отгадайте загадки, и, называя отгадки, выделяйте первый звук.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из песка и глины. (Л-л-ласточка)


Рядом с дворником шагаю,

разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Л-л-лопата)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
(Л-л-лук)


Зелёные мы, как трава;
Наша песенка: "Ква-ква".
(Л-л-лягушки)


Посмотрите-ка какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Л-л-лиса)

Ребята, а почему эти загадки очень любит Л-л-лосяш? Чем эти слова-отгадки похожи? (Они начинаются с одного звука – [л]).

- Правильно, звук [л] любимый звук Лосяша. Почему как вы думаете? Имя Л-л-лосяш так же начинается со звука [л].

Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке. Произнесите еще раз слова - отгадки, выделяя голосом только первый звук. Л-л-ласточка, Л-л-лопата, Л-л-лук, Л-л-лягушки, Л-л-лиса.

Какой звук мы выделили? Звук [л].

Какой он: гласный или согласный? Согласный.

Почему согласный? Как вы думаете? Он не поется.

Почему он не поется? Что нам мешает петь звук [л]? Зубы.

Молодцы, правильно.

2 этап. Теперь мы можем выполнить следующее задание и проложить маршрут к домику Лосяша. А поможет нам выполнить это задание наш паровозик из Буквограда.

Смотрите в вагончиках уже сидят зверята.

В первом сидит лиса, во втором белка, в третьем – осел.

Как вы думаете почему они так сели?

Где в слове лиса находится звук [л]? В начале слова.

Где в слове белка находится звук [л]? В середине слова.

Где в слове осел находится звук [л]? В конце слова.

Давайте рассадим все картинки в вагончики в таком же порядке.

- Молодцы! Теперь Лосяш без труда найдет дорогу к себе домой.


Физкультминутка.


Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.



Знакомство с буквой Л.


Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [л], но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Давайте посмотрим на букву Л.


Нет на свете легче дел,
Чем составить букву « Л».
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.


Посмотрите на домик Лосяша. Найдите букву Л.


Рифмовка.

ЛИ – ЛИ - ЛИ – плывут по морю корабли.

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ - едут гости на осле.

АЛ—АЛ—АЛ — у нас будет скоро бал.
ОЛ — ОЛ — О Л — в зал поставили мы стол.
УЛ —УЛ —УЛ — у стола поставим стул.
ЛУ – ЛУ – ЛУ - ковер постелен на полу.

ЛЫ —ЛЫ —ЛЫ — надо подмести полы.

АМ—АМ—АМ — вот заходят гости к нам.
АЛ—АЛ—АЛ — ах, какой весёлый бал!


Работа с учебником.


Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.


Итог. Закрепление. Чтение стихотворения.


Буква Л , придя на сквер, повстречала букву Р.
Говорит- давай сыграем, ну хоть в рифмы, например.
Л сказало- рыжий ЛИС, Р сказало- варит РИС.
Л сказало- просят ЛАМУ, Р сказало- вставить РАМУ.
Л сказало-Я из ЛОЖИ, Р сказало- корчу РОЖИ.
Л сказало- очень ЖАЛКО, что исчез наш КОЛОБОК.
Р сказало- очень ЖАРКО, он забрался в КОРОБОК.
Л сказало- сбиться с ЛАДА, Р сказало- ты не РАДА!


Домашнее задание.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ