Русский язык "Буква и звук З. Звонкие и глухие согласные. Парные"

Занятие № 15 Буква и звук З. Звонкие и глухие согласные. Парные.


Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Работа по плакату. А о каком времени года эта загадка?

Запорошило дорожки
Разукрасила окошки
Наконец – то ты пришла
К нам волшебница - …
зима

Ребята, кто мне скажет: А какое сейчас время года? (Зима)

Вспомните свои наблюдения и посмотрите на картину.

Как изменилась погода зимой?

Как одеваются люди зимой?

Какие деревья и кустарники?

Как люди помогают зимовать птицам?

Почему люди, а особенно дети ждут прихода зимы?

Подбор родственных слов.

К слову зима подберём похожие слова.

- Ласково зима. (Зимушка)

- Какой лес? (Зимний)

-Что делают звери в лесу? (Зимуют)

- Молодцы!

- Сегодня к нам в гости пришла сама Зимушка-зима, и урок у нас не обычный, а зимний. Мороз, метель, вьюга еще в пути, а Зимушка-зима уже здесь, потому что она слышала, что вы очень любите зиму и ждете ее с нетерпением. Она принесла вам на урок очень много интересных заданий.

Знакомство со звуком [з].

Работа со слогами. Давайте покажем Зимушке – зиме, что мы умеем. Разберем слово «зимушка» по слогам. Зи – муш – ка. Сколько слогов в слове? Три

- А теперь найдем эти слоги и сложим слово. ( Поиск нужных слогов среди других).

- Ребята, обратите внимание на первый слог. Назовите его. Зи

- Из каких звуков он состоит. [з] и [и]

- Какой второй звук в этом слоге. [и]

- А что мы знаем про гласный звук [и]. Он смягчает согласные звуки.

- Правильно, он смягчает все согласные, кроме звука …..? [ш]

- Значит мы можем сказать что звук з в слове зима мягкий.

- Давайте в этом убедимся. Произнесите слово зима, выделяя первый звук. Молодцы.

(Характеристика звука [з`] (согласный, мягкий).

- Ребята, Зимушка – зима пришла к нам не одна. С ней прискакал лесной житель, угадайте кто это?

Это зверь лесной,

Меняет шубу зимой

Летом серый, зимой белый

Угадайте кто такой? Зайка.

- Ребята, кто мне скажет какой звук [з] в слове зайка твердый или мягкий? Твердый.

Характеристика звука [з] (согласный, твёрдый)


Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками С – З.

- Ребята, послушайте сказку из страны Грамоты.

Давным-давно жил ЦАРЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В то время все согласные были одинаковые. Велел царь посадить согласные звуки в землю и хотел посмотреть, что из них вырастет. Сделали две грядки  и велел царь поливать эти грядки своим внучкам Линивии и Трудяжке. Трудяжка каждый день поливала грядки, и выросли на её грядке красивые звуки – цветы. Они посмотрели на солнце, раскрылись и так звонко зазвенели. Люди закрывают уши ладонями, они все равно звенят в ушах. И велел царь назвать их звонкими согласными - Звенелками.

А Линивия очень редко поливала грядки. На её грядке звуки – цветы выросли только к осени. Дни уже были не так теплые, как летом. Было очень холодно, и цветы боялись раскрываться. Эти звуки не звенели как звонкие согласные. И велел царь назвать их глухими согласными – Свистелками. С тех пор согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

- Давайте, произнесем выученные звуки и разберемся, кто из них Звенелки, а кто Свистелки. А для этого есть маленькая хитрость. Надо закрыть уши ладошками и произносить звуки. Начали! (Работа по домику)

- А теперь произнесем звук [з].

Если в голове звенит,
Значит, звонкий звук звучит.
Если тихий звук такой,
Значит, звук звучит глухой.

Знакомство c парными согласными звуками С – З.

Ребята все звуки дружат между собой, иначе не было бы слов и нашей речи. Но есть звуки, которые очень крепко сдружились между собой и всегда живут рядышком, парами. Их так и прозвали в городе парные звуки. Вот и у звука з есть пара. Давайте найдем этот звук. Он очень похож на звук з, только глухой. Дети находят звук с. - Молодцы!

Игры на автоматизацию звуков [с] и [з].


Игра Подскажи словечко”. Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром ро…зы , на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку ко…за, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).


Ошибуська предлагает игру “Ошибуськины предложения”. Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню. Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме.


Зимушка - зима предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ…, ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО….

Физкультминутка. Речевая разминка.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест. Дружно, быстро говорите, чистоговорки за мною повторите. Но нужно не просто повторять, но и проинсценировать то, что вы будете говорить. (Упражнение в выразительном и быстром произношении).

- Давайте сначала порепетируем.

Дятел долбит дерево…(«за-за-за» - качают головой).

Ветер завывает в лесу … («зу-зу-зу» - покачивают туловищем).

Зайчик прыгает легко («зо-зо-зо» - поднимают по очереди ноги).

Синичка тоненько пищит («зи-зи-зи» - хлопают руками, как крыльями).

- А теперь все вместе!

Знакомство с буквой З.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [з], но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Давайте посмотрим на букву З.

На что похожа буква З?

- На эту букву посмотри:

Она совсем, как цифра три!

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

З – как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у З простой и чистый,

З запомним очень быстро.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

Построить букву З

Буква «3» - 2 завитка

Ладошки ты согни слегка.

Руки мы соединяем.

Правую над левой располагаем.

Букву 3 теперь мы знаем,

В какую сторону смотрит буква «3»


Работа с учебником.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление. Игра Паровозик. Собирать картинки на буквы С и З.

- Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. На нем приехала буква С за своей парной буквой З. Давайте им поможем собраться в путь.

1 в. С: слон, сом, стрекоза, солнце, стул, сахар.

2 в. З: заяц, змея, звезда, зонт, зима, зебра.


Стих – игра. «Звук заблудился».

Закричал охотник: «ОЙ!»

Двери гонятся за мной!

Забодал меня котел,

на него я очень зол.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ