Русский язык "Буква и звук Б, парная П"

Занятие № 20 Буква и звук Б, парная П.

Организационный момент.


Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.


Повторение пройденного материала. Составление предложения и его схемы.

На доске разбросаны слоги: В ма ле на. су ли

- Посмотрите на доску. Ребята, я вам приготовила предложение для чтения, а Ошибуська опять хочет нам помешать учиться и разбросала предложение на слоги. Давайте его соберем. Но сначала вспомним, что такое предложение. Это законченная мысль. Из чего состоит предложение. Из слов. С какой буквы начинается предложение. С большой. Что ставиться в конце предложения. Точка. Дети собирают предложение. В лесу малина. Составим схему этого предложения.

- Молодцы, мы справились с этим заданием и можем отправляться в страну Знаний знакомиться с новым звуком и буквой.

Знакомство со звуком [б].

- А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались. Игра “Полубуковка”.

Учитель показывает слово зоопарк. Буквы наполовину закрыты заборчиком. (Заборчик вырезать из картона) Ученики называют буквы и читают слово.

Сколько букв в этом слове?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Какие согласные мягкие или твердые? (Дружба с какой буквой делает согласную букву мягкой?
И Эта буква есть в этом слове? Нет. Значит, мягких букв здесь нет, все согласные твердые.)

- Мы узнали, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала всем загадки

Дружно надо отгадать.

Чтобы новый звук узнать.

Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)

Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

Произнесите еще раз слова - отгадки, выделяя голосом только первый звук. Какой звук мы выделили? Звук [б].

Какой он: гласный или согласный? Согласный.

Почему согласный? Как вы думаете? Он не поется.

Почему он не поется? Что нам мешает петь звук [б]? Губы.

Какой звук звонкий ли глухой? Звонкий.

- Молодцы, правильно.



Определение мягкости звука. Дети рассматривают предметные картинки с изображением банта и бинта. Выделяют первые звуки в словах бант и бинт.

Делается вывод, что в слове бант звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый, т.к. за звуком [б] следует звук [а], который обозначает твёрдость согласного звука.

В слове бинт звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий, т.к. за звуком [б’] следует звук [и], который обозначает мягкость согласного звука.

Игра «противоположности» Замените слово противоположным по смыслу так, чтобы оно начиналось со звука [б].

Маленький – большой, черный – белый, здоровый - больной, бедный - богатый, далеко – близко.

- Ребята, кто любит слушать сказки? Молодцы, значит, вам будет не трудно отгадать сказочных героев, имена которых начинаются на звук [б].

Игра «Угадай героя книги»

  1. Деревянный человечек. Буратино.

  2. Пантера, друг Маугли. Багира.

  3. Хозяйка избушки на курьих ножках. Баба Яга.

  4. Кто жил у семи гномов? Белоснежка.

  5. Злой разбойник, живущий в Африке. Бармалей.

Физкультминутка.

А сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых рукам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Пошагаем мы немного.
Повернёмся вправо, влево,
Наконец, присядем смело.
Улыбнёмся, день хороший
И похлопаем в ладоши.

Знакомство с буквой Б. Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала надо букву
Всем нам новую узнать.

- Звуки [б], [б’] обозначаются на письме буквой Б. Учащиеся рассматривают карточку с этой буквой.

На что похожа буква Б? (Ответы детей.)

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Работа с буквой. Чтение.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала с этой буквой
Надо слоги прочитать.

Чтение слогов. На доске слоги.

Бо, бу, бы, ба – наши мамы красота.
Би, би, би – наши папы силачи.

Чтение слов на доске.

Букву новую узнали,
Слоги мы с ней прочитали,
Значит, может весь наш класс
В зоопарк попасть сейчас!

На доске записаны слова: бык, краб, собака, зебра, баран, барсук, зубр, кобра, кабан.

- Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. Учащиеся читают слова, и выбирают изображения данного животного.

- Наш зоопарк совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’]. Так каких животных можно было поселить в наш зоопарк? На доске картинки с изображением разных животных. Если в названиях есть данные звуки, ребята выбирают картинку (Бегемот, кит, лебедь, медведь, бабочка, жираф, верблюд, слон, белка, волк ).

Знакомство с парными Б – П. игра «Паровозик»

- Ребята, а вы знаете среди смешариков тоже есть владелец звука [б]. Его имя начинается с этого звука. Давайте по картинкам составим его имя. (Белка, арбуз, рак, автобус, шар). Кто это? Бараш. Правильно, молодцы! Это баран Бараш. Он и повезет нашу букву Б в Буквоград.

-Ребята, смотрите, кто приехал за Барашем. Это Пин.

-А как вы думаете, почему за Барашем приехал Пин, а не Совунья или Копатыч? (называть имена с выделением первого звука.) с какого звука начинается Бараш (со звука [б]), с какого звука начинается Пин (с мягкого[ п]). А твердый будет [п]. Давайте произнесем эти два звука и определим, где глухой звук, где звонкий.

Кто догадался почему Пин приехал за Барашем? Б и П парные согласные звуки и буквы. И куда мы с вами будем селить букву Б. Рядом с буквой П.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ