Русский язык "Буква и звук Ф. Парная В"

Занятие № 27 Буква и звук Ф. Парная В.

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Речевая разминка

- Чтобы начался урок, нам нужно произнести скороговорки;

На доску вывешиваются по — очереди картинки: дятел, кукушка, гусь, ворона.

Дети произносят под стук кулачков скороговорки.

-Проворонила ворона воронёнка.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

- Дятел дерево долбил, в щепки дерево дробил.

- Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Учитель предлагает найти лишнюю птицу. (Гусь — домашняя птица.)Если дети затрудняются, то задать вопрос: Кто где живет? Ворона, дятел, кукушка – в лесу. Гусь – дома.

Знакомство со звуком [ф].

- А теперь внимательно послушайте и скажите, кто к нам сегодня пришёл на урок. (Звучит голос Матроскина) ГРАМЗАПИСЬ

-Вы узнали этого героя? (кот Матроскин)

-Из какого он мультфильма? ( «Трое из Простоквашино»)

- Кто знает еще каких либо героев из этого мультфильма? (Дядя Федор, пес Шарик, Галчонок, почтальон Печкин, корова Мурка, бычок Гаврюша, мама и папа. Если скажут просто мальчик, то вспомнить, как его зовут. Федор)

- Ребята, знаете у мальчика Федора беда. Его почтальон Печкин все время называет дядей ВЕДОРОМ! Ребята, скажите, а на какой звук начинается имя мальчика?

( звука [ф]).

- Правильно, молодцы! Давайте, вместе еще раз произнесем этот звук! ФФФ

- А Печкин опять свое: ВВВВ!

- Печкин, опять не правильно произносишь! Ребята, давайте вместе покажем Печкину как правильно произносится звук Ф! Ребята, вы любите играть со словами? Да!

- Тогда давайте поиграем в игру «Добавь звук!»! Я буду говорить набор звуков, а вы добавляйте звук [ф], и у нас с вами должно получиться слово, и вы его найдете на доске. АРТУК, АРШ, ИНИШ, ОНТАН, ИКУС, АСОЛЬ, ИЛИН, ИАЛКИ, ЛОКСЫ, РУКТЫ.

- Молодцы! Ребята, а расскажите Печкину какие бывают звуки? Гласные и согласные!

- Правильно, а чем гласные звуки отличаются от согласных? Гласные поются, тянутся, а согласные не поются.

- Молодцы, с какого звука начинается имя нашего гостя? Со звука [Ф]!

- Правильно, а какой это звук? Давайте проверим. Как мы с вами проверяем какой звук перед нами? Поем. Дети пытаются пропеть звук [ф].

- Не получается? Правильно, нам мешают губы. Делаем вывод если звук не поется, то это согласный звук. Значит звук [ф] какой? Согласный.

- Правильно, звук [ф] согласный, спеть его нельзя.

- Ребята, как вы думаете, почему Печкин все время путал звук [ф] со звуком [в]. Давайте их произнесем. Ф Ф Ф В В В Они очень похожи. И не зря. Ведь В подружка Ф. Они парные согласные, только одна звонкая, а другая глухая. Произнесите оба звука, которые они обозначают, закрыв ладонями уши. Скажите, какой звук звонкий, какой глухой.

Молодцы! Теперь мы с вами знаем, что звук [ф] согласный, парный, глухой.


А давайте с вами сделаем анализ слова Федя?

Произносим Фе – дя, сколько слогов мы слышим? 2 слога.

1 слог ФЕ

1 звук [Ф] - согласный, глухой, мягкий. ак определить мягкий это звук или твёрдый? По стоящей справа букве. Какие смягчающие гласные, друзей гномика Диня, мы знаем? И,е,я,ю,ё,ь)

[е]- гласный,

2 слог ДЯ

[д] - согласный, парный, (вспомнить пару звука [д],) звонкий, мягкий,

[я]- гласный.

Физкультминутка.

Подняться – потянуться,

Согнуться – разогнуться,

В ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На «три-четыре»

Руки шире,

Руками помахать,

На место тихо сесть.

(Дети выполняют движения, о которых идет речь.)

Знакомство с буквой Ф.

- Пришло время познакомиться с буквой ф, которая обозначает звук [ф]. Посмотрите на картинку и скажите: На что похожа печатная буква Ф? Изобразите её. (Дети показывают стоя.)

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

Работа с учебником.

Работа на доске. Игра « Собери слова». На доске в столбик написаны окончания слов, а вокруг разбросаны слоги. Дети должны подставить слоги к окончаниям, чтобы получились слова

ФИ - ЛИН ФЕ - РМА ФА - РА ФУРАЖКА ФО – КУС


Игра «Буквы – фокусники»

Ф . РМА Ф . КУС (слова написаны, вставляют буквы из магнитной азбуки)

- Ребята, посмотрите на эти слова. Подберите и вставьте гласные буквы, так чтобы получилось слово. ФЕРМА, ФИРМА, ФОРМА. ФИКУС, ФОКУС.


Закрепление. Игра «Паровозик». Распределить слова так:

1 в. Звук [ф] в начале: финиш, фарш, фартук, фонтан, фикус, фасоль, филин, фиалки, флоксы, фрукты.

2 в. Звук [ф] в середине: картофель, дельфин, туфли, цифра, конфета, телефон.

3 в. Звук [ф] в конце: жираф, шкаф, шарф.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ