Русский язык "Буквы Е и Ь (мягкий знак)"

Занятие № 22 Буквы Е и Ь (мягкий знак).

Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок

На уроке будь старательным

Будь активным и внимательным

Говори ты четко, внятно,

Чтобы было всем понятно

Если друг стал отвечать

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними скорее руку


Знакомство с буквой Е.

На доске домики гномов Дона и Диня. Вокруг размещены гласные буквы. Дети должны распределить их по функции твердости и смягчения согласных. У Дона – а, у, о, ы. У Диня – и.

- Обидно стало Диню, что у него так мало гласных букв. Пошел он к королеве страны Знаний. И попросил её прислать ему еще немного букв, чтобы они помогали ему смягчать согласные. Подумала королева Графика и сказала: Хорошо, я пришлю тебе такие буквы. Но, сначала ты должен выполнить несколько заданий. Выполнишь – получишь помощников. Ну, что ребята, поможем Диню выполнить задания королевы Графики?

1 задание. Надо отгадать загадки.

Бегут между елками

Живые клубочки с иголками. Ежата.

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот - ... (Енот).

- Ребята повторим отгадки, выделяя первую букву. Е-е-ежата., Е-е-енот.

- Вот и первая помощница - буква е. именно с нее пишутся и читаются эти слова.

- Ребята, какая буква Е согласная или гласная? Гласная. Почему? Она поется.

Работа с картинкой.

- Посмотрите как пишется буква Е.

- А на что она похожа?

                

Лена гребнем причесалась Е - Ирина Николаевна Васенина

В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась-

Вместо грабель потрудилась.


На дворе, такая жалость,

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква е зато осталась.



Чтение слогов и слов.

http://festival.1september.ru/articles/596863/img1.gif

Работа на закрепление. «Найди слог»

На доске картинки: зебра, зефир, белка, бегемот, медуза, месяц, медведь, верблюд, весы, вертолет, лев, лебедь, лестница, незнайка, неваляшка. Слоги: ЗЕ, БЕ, МЕ, ВЕ, ЛЕ, НЕ. Соотнести картинки со слогами.


Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
 
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков)


Знакомство с буквой Ь (мягкий знак).

- Отгадайте:

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Мел.

- Предлагаю разобрать это слово.

-Назови первый звук. Какой он? [м'] согласный, звонкий, мягкий.

- Каким цветом обозначим? зеленым

- Назови второй звук. Какой он? Гласный

- Каким цветом обозначим? Красным

- Назови третий звук. Какой он? [л] согласный, звонкий, твердый.

- Каким цветом обозначим? Синим.

- Сколько всего звуков в этом слове? три

- Сколько согласных? два

- Сколько гласных? один

-  Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово? Мель.

- Получилось новое слово. Что такое “мель”? Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

- Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы? В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

А чем эти слова похожи? Всего по три звука, первые два одинаковые.

 - Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. ( Получилось два слова “мел”).

- Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак).

Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?

- Дело в том, что ..

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

- Вот и второй помощник для нашего Диня.

Работа на закрепление. «Фокусник»

Вы сейчас вместе с гномиком Динем поработаете фокусниками. Слова, которые написаны на доске нужно превратить в другое слово. И поможет нам в этом Ь.

(Дети могут попытаться написать мелом Ь)

ЕЛ – ЕЛЬ
МОЛ – МОЛЬ
БЫЛ – БЫЛЬ
ПЫЛ – ПЫЛЬ
КОН – КОНЬ

СОЛ - СОЛЬ

ДЕН - ДЕНЬ

РОЛ - РОЛЬ

ЛЕН - ЛЕНЬ

НОЛ - НОЛЬ


Итог. Какие мы с вами молодцы! Помогли гномику Диню обрести помощников: новую гласную букву Е и мягкий знак. Теперь И будет не одна смягчать согласные буквы. (Добавить Е и Ь к домику Диня).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ