Русский язык "Буква Я"

Занятие № 23 Буква Я.

Организационный момент.


Прозвенел звонок, начался урок

На уроке будь старательным

Будь активным и внимательным

Говори ты четко, внятно,

Чтобы было всем понятно,

Если друг стал отвечать

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними скорее руку


Повторение. В гостях у гномиков Дона и Диня. Чтение слогов.

На доске домики гномов Дона и Диня. Вокруг размещены гласные буквы. У Дона – а, у, о, ы. У Диня – и,е. А вокруг, в лесу разбросаны слоги, обратить внимание детей на слоги, прочитать их, сказать для чего нужны слоги, вспомнить цепочку: слоги - слова - предложение.

Гномы дружно жили - были

Ели суп, компот варили.

Только вдруг в лесной глуши

Что-то странное нашли.

Что же это, посмотрите,

Гномам нашим объясните.

Игровой приём «Эхо». На доске надо написать слоги:

РА- ЛО –МУ – НЕ

ХО –ПА –ГЫ –КИ

НЫ –ПИ –МА –РУ

ДЕ – МЫ – СО - ГА

  1. Первую строчку читаем «как медвежата», вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом, четвертую строчку читаем громко.

  2. Первый столбик читаем «как эхо», второй столбик – «как ручеёк» (быстро), третий столбик читаем «как тигрята», четвертый столбик читаем как котята (ласково).

Игра «Прочти слово».

Белоснежка к нам пришла,

Что-то гномам принесла.

Что же это? Мы узнаем,

Если слово прочитаем.  (На доске картинки: )

- Можем ли мы прочитать слово?

Дети отвечают, что нельзя, т.к. вместо букв у нас картинки. Предлагаем игру “расшифруй - прочитай” (в словах дети выделяют первый звук, соотносят его с буквой), получается слово ПОДАРОК.

Знакомство с буквой Я.

- А где же подарок, Вы не видели?

Белоснежка предлагает отгадать загадку:

Круглое, румяное

С ветки достану я,

На тарелку положу,

«Кушай, гномик» - я скажу. (Яблоко)

- Первая буква в этом слове «Я».

- Ребята повторим отгадку, выделяя первую букву. Я-я-яблоко.

- Ребята, давайте определим какая буква Я: согласная или гласная? Как мы это определяем? Поем звук. Если поется легко, нет никаких препятствий, то это гласная. А если петь нам мешают зубы, язык, губы, то это согласный. Дети поют широко открывая ротик: «Я-я-я-я». Делают вывод: им петь ничего не мешает, значит Я -Гласная. Почему? Она поется. Молодцы!

Физкультминутка.


Наши гномы подустали,

Долго буквы изучали,

И, наверное, друзья,

Отдохнуть и нам пора.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.



Знакомство с буквой Я. Показываю картинку с буквой Я.Обращаем внимание на то, как пишется эта буква. (буква смотрит влево)

- Эта буква удивительная, она обозначает целое слово.

Скажет буква про себя:

«Посмотрите, это Я»

- И про себя я могу сказать: Я – Кристина Петровна. А ты кто? (Ответы детей)

- Гномики тоже хотят познакомиться с новой буквой. (вывешиваем слоги с буквой Я)

Читаем, сравниваем, наблюдаем за согласными, как звучат твердо или мягко:

МА – МЯ ЗА - ЗЯ

ЛА – ЛЯ СА - СЯ

НА – НЯ ДА - ДЯ

- Буква Я смягчает согласные буквы. Куда мы её отправим к Дону или к Диню?

Запомните! Если она стоит рядом с согласной буквой, то значит согласная мягкая. Давайте вспомним, какие еще буквы смягчают согласные. И, Е, Ь.


Закрепление. Игра «Волшебники». Сейчас мы с вами поработаем волшебниками. Будем превращать одно слово в другое. Для этого нам нужно выделенную букву заменить на Я. Давайте попробуем.

На доске написаны слова:

ФЕНФЕЯ РАД – РЯД ОСЕНЬ – ЯСЕНЬ МЕЧ – МЯЧ

БЛОКИ – ЯБЛОКИ ЛИК – ЯЛИК БЕДА – ЯБЕДА КОРЬ - ЯКОРЬ

Фраза – перевертыш. Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с волшебной фразой. Кто прочтет? Я ЕМ ЗМЕЯ. А теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот: справа налево. Что у нас получилось?

Заключение.

- Ребята, какие Вы внимательные, старательные. Мы сегодня многое успели:

Букву новую узнали,

Со словами поиграли,

Гномов петь мы научили,

И подарки им вручили,

А во всем нам помогла – буква Я.


- Давайте поселим её в домик.

Итог. Закрепление. Игра Паровозик.


1в. В начале слова: Яблоко, яйцо, якорь, ягоды, яхта, ягуар,

2 в. В середине слова: Мяч, заяц, мясо, лягушка, шляпа, месяц, обезьяна.

3в. В конце слова: Змея, орхидея, вишня, свинья, цапля.


Работа с учебником.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ