Русский язык "Буква и звук В. Схема предложения"

Занятие № 18. Буква и звук В. Схема предложения.


Организационный момент.

Повторение пройденного. Работа у доски.

- Сядьте девочки, мальчики. Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый мешочек, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим. Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.
- Ничего не понимаю, что нужно делать?
(Дети предлагают назвать буквы)
А О У Ы И Н Р Л К С Ш П Г З М Й Т

- Выбирите гласные буквы. Выбирите согласные буквы.

- Выбирите парные буквы.

- Выбирите глухие, звонкие буквы.
- Выбирите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!”
- Выбирите гласную букву, дающую команду согласным: “Читайся мягко!”

- Выберите букву, которая не хочет становиться мягкой даже рядом с буквой И.

Работа по развитию речи.

- Что  у  меня  в  стакане?  (вода)

- Попробуйте  угадать,  какое  слово  я  загадала.  Знайте  все  мои  загаданные  слова

похожи на  слово  «ВОДА».

Егор,  как  назовём  слово  «вода»  ласково  -  …  (водичка,  водица).

,  как  называется  место  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  -  … 

(водопад).

,  как  называется  спорт,  связанный  с  водой  -  …  (водный).

,  как  называется  машина,  которая  перевозит  воду  -  …  (водовоз).

,  как  называется  отрицательный  сказочный  герой,  который  живёт  в  воде  …  -  (Водяной).

,  как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  -  …  (водоросли).

,   как  называются  трубу,  которые  проведены  для  воды  …  -  (водопровод).

,  как  называется  профессия  человека,  который  чинит  эти  трубы,  для  воды  -  …  (водопроводчик);

,  как  называют  человека,  который  надел  водолазный  костюм  и  залез  в  воду  …  (водолаз).

,  как  называется лилия,  которая  растёт  в  воде  …  -  (водяная  лилия)

- Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась. Ребята, а как мы называем людей, входящих в одну семью? (Перечислить родственников, подвести к термину родственные слова)

- правильно, родственники. Вот и наши «водные слова» – родственные слова.

Знакомство со звуком [г].

- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране Азбуке и по городу Буквоград, и познакомимся еще с одним его жителем.но для этого вам надо отгадать загадки. Игра «Доскажите словечко».
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.


Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(Василек)
* * *
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Это… (Ворона)
* * *
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей)
* * *
День рожденья у меня —
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубой -преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь?… (Велосипед)


- Ребята, давайте произнесем наши отгадки, выделяя первый звук.

В-в-василек, В-в-ворона, В-в-воробей, В-в-велосипед.

- Молодцы, с какого звука начинаются слова вода, василек, ворона, воробей?

-Как вы думаете, с каким звуком мы с вами познакомились? Зо звуком [в].

- Давайте дадим характеристику звука [в]. Звук согласный, твердый, звонкий звук.

- Ребята, мы свами сейчас определили, что звук [в] согласный, твердый, звонкий звук. А может он стать мягким? Да. Правильно, может. А когда звуки становятся мягкими? Когда после них станет звук [и]. Давайте проверим,а поможет нам в этом игра «Твердый - Мягкий». Для этого нам понадобятся квадратики: синий и зеленый.

-Я буду произносить слова, если в этом слове вы услышите твердый звук [в], то поднимаете синий квадратик, если же вы услышите мягкий звук [в], то – зеленый.

Валя, Ваня, Витя, Валера, Вика, Виталик, вареник, вишня, виноград, Винни – Пух, ворона, ворота, витрина, воробей.

Знакомство с буквой В.

Показываю карточку с напечатанной буквой. - Это буква В.

- Какие звуки она обозначает? Твердый и мягкий звуки [в].

Зрительное восприятие буквы. Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:

– Пофантазируйте, на что похожа буква? Предположения детей, затем сама показываю иллюстрации, сопровождающиеся стихами.



Словно букву В
Алена
Держит
Трубку телефона.
(В. Степанов)
* * *
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р — одну, а буква В — Две
.(А. Шибаев)
* * *
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
(Г. Виеру)
* * *
Вот буква В
Видна вдали —
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая
. (С. Маршак)
* * *
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.
* * *
К единице три приставим…
Что за букву мы составим?


Допиши слог ВА-; -ВА

ТРА- ; СЛО- ; - ТА; СО - ; СЛО - ; СЛИ - ;

ТЫК - ; ПРА - ; НИ- ; - ГОН.

Работа с учебником. Знакомство с графической записью предложения.

- Ребята, кто мне найдет и прочтет в нашем учебнике предложение? (Дети находят и читают предложение)

- А почему вы решили, что это предложение? (Много слов, они связаны между собой по смыслу, мы узнаем, что делает…..кто –то. Нам все понятно.)

- Ребята, внимательно посмотрите на прочитанное предложение. С какой буквы начинается предложение? С большой. А что стоит в конце предложения? Точка.

- Правильно. Запомните эти два признака предложения. Предложение всегда начинается с большой буквы и заканчивается знаком препинания, это точкой или вопросительным знаком, или восклицательным знаком. Что бы познакомиться поближе со знаками препинания, нам надо посетить город Пунктуации, в стране Грамматики. Мы обязательно посетим с вами этот удивительный город, но позже. А сейчас мы словами будем учиться составлять схему предложения. (Для образца взять предложение в учебнике)

- Все слова в схеме обозначаются полосками.

- Сколько слов в нашем предложении, столько и полосок мы будем чертить на доске.

- С какой буквы начинается наше предложение? С большой.

- Посмотрите, в первой полосочке, которая обозначает первое слово предложения я ставлю черточку – это большая буква, с которого начинается наше предложение.

- Конец нашей схемы - это конец предложения. Значит что должно стоять в конце нашей схемы? Точка.

- Давайте повторим, как можно узнать, что это схема предложения?

(в начале палочка, в конце точка) Молодцы!

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление. Игра Паровозик. - Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. Давайте поможем букве В собраться в путь.

1 в.: виноград, вишня, водоросли, волк, ваза, веер.

2 в: автобус, гвоздика, корова, медведь, муравей.

3 в.: лев, остров.

Игра «Добавь словечко»

1. «Му» и «му» - одно лишь слово

Говорит всегда ……………… .(корова).

2. День погас и солнцу «Прочь!»

Приказала быстро…………… (ночь).

3. Белые шапки надели дома

Холодно им – наступает……… (зима).

4. Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без……………. (ложки).

Только я вбегаю в дом,

Лижет кашу ………………….. (языком).

5. С поросенком еще хуже:

Он опять купался в …………….(в луже).

И козленок непослушный

Съел четыре грязных …………..(груши).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ