Русский язык "Буква и звук Д. Парные Т и Д"

Занятие № 15 Буква и звук Д. Парные Т и Д.


Организационный момент.

Повторение пройденного материала. Игра «Третий лишний». На доске ряды букв: 1. М, З, Т (глухая Т) 2. А, О, И (И, смягчающая согласные) 3. Б, П, С (непарная С)

- Ребята, посмотрите на буквы и найдите лишнюю. Определить общий признак звуков и найти лишний звук.

Знакомство со звуком [д].

- Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашим гномикам Диню и Дону.

Посмотрите на доску и помогите мне закончить предложения.

Здесь живет гномик …. Дон.

Это его … (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дуб).

На дубе... (дупло).

У дупла... (дрозд).

К дому ведет ... (дорожка).

−  Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли, выделяя первый звук. Молодцы. Дадим характеристику звука [д] в этих словах. (Характеристика звука [д] (согласный, звонкий, твердый).

- А вот гномик Динь. Он дружит с динозавриком. Как вы думаете почему? Ответы детей. Давайте произнесем первый звук в словах Динь и динозаврик. Какой мы слышим звук? Дайте характеристику этого звука. (согласный, звонкий, мягкий).

- А как мы определили, что звук [д] мягкий? После звука [д] стоит звук [и]. Он и смягчает звук [д].

- Ребята, наш волшебный лес Звуков большой и звуки часто теряются в нем. Наш звук [д] не исключение. Он только что заблудился в нашем лесу Звуков. Давайте ему поможем найтись. Игра «Звук заблудился».
На поляне весной
Вырос зуб (
дуб) молодой.
Сели в ложку (
лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
Мама с бочками (
дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Наступает новый пень (день),

От домов нависла тень.

- А теперь помогите мне найти слова, противоположные по значению так, чтобы они начинались со звука [д]. Учитель называет слово, дети называют антоним.


Злой – … (добрый)
дикий – … (домашний)
короткий – … (длинный)
мальчик – … (девочка)
бабушка – … (дедушка)
враг – … (друг)
городской – … (деревенский)

ночной - ….(дневной)

солнечный - …(дождливый)






Физкультминутка.

Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)


Знакомство с буквой З.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [д], но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Давайте посмотрим на букву Д.

«Д» словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Сам я летом жил на даче

С буквой Д и не иначе.






Речевая разминка. Работа со слогами. На доске слоги. Чтение слогов с предлагаемой интонацией.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

Цып-цып-цып, сюда, сюда, я вам буковку нашла – «Д»

Прибежал весёлый «А», прочитаем вместе – «ДА»

Прибежал сердитый «О», прочитаем вместе – «ДО»

Прибежал упрямый «У», прочитаем вместе – «ДУ»

Прибежал забавный «Ы», прочитаем вместе – «ДЫ»

Прибежал красивый «И», прочитаем вместе – «ДИ»

Молодцы! Справились с заданием.

А сейчас задание будет потруднее: вот перед вами на доске 4 картинки. (Дом, рак, утка, гора) Вам надо из первых букв этих слов составить новое слово. Какое слово у вас получилось? (Друг)

Правильно.

Да-да-да в дружбе правда есть всегда.
Де-де-де друга узнаешь в труде.
Ду-ду-ду от друга отведу беду.
Ди-ди-ди дружбу води - себя не щади.
Ой-ой-дой друзей не разольёшь водой.

Ещё, ребята, нам надо сделать схему этого слова. Составляется схема этого слова.



Знакомство с парой. Вставь звуки Д или Т.

У каждого из нас есть друг. Вот и у буквы Д тоже есть друг – парная буква. Давайте её найдем. А поможет нам в этом стихотворение. Я буду его читать, а вы вставлять слова по смыслу.

Вот тележка. Это _ачка.
Дом в саду зовётся _ачка.
Я в тетрадке ставлю _очку.
Мама любит свою _очку.
По реке плывут пло_ы.
Зреют на ветвях пло_ы.
Соловей выводит _рель.
Слесарь в сеть включает _рель.

-На какие звуки начинались вставленные вами слова? [д] и [т]. Вот вам и пара согласных звуков.

Работа с учебником.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление. Игра Паровозик. Собирать картинки на буквы Д и Т.

- Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. На нем приехала буква Т за своей парной буквой Д. Давайте им поможем собраться в путь.

1 в. Д:

2 в Т:



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ