САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС «СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
в русле современных технологий
В 8 КЛАССЕ
«СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»
М.С.Учеватова,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 15 г.о.Орехово-Зуево
2014-2015 учебный год
ФОРМА УРОКА
ЦЕЛИ
ОБОРУДОВАНИЕ
УУД
Комбинированный урок
Используемые технологии:
технология мастерских;
проблемная технология;
информационная технология
технология критического мышления
обучающая –закрепить знания учащихся о словосочетании и видах подчинительной связи в ссч;
развивающая – развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать полученные знания, навыки и умения; развитие устной и письменной речи учащихся;
познавательная - формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира
воспитательная – воспитывать эстетическое отношение к языку, учить видеть прекрасное в окружающем мире.
УМК, тетради на печатной основе, ИКТ, тестовые задания, индивидуальные карточки, карточки для рефлексии
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение отбирать необходимые словари, энциклопедии, сопоставлять информацию;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.
СТРУКТУРА УРОКА
Наука – творчество, а творчество
дарит счастье и самим творцам, и
тем, кто этому творчеству внимает.
Д.С.Лихачев
Индуктор. Настроить детей на работу. (Текст «Октябрь. Музыка осени», стр. 272, сборник «Серебряный луч», выпуск 4, музыка П.И.Чайковский «Октябрь»). Озвучить тему, цели и задачи урока.
Переход. . Объяснить орфограммы, обозначить главное и зависимое слово в ссч, определить вид подчинительной связи
Раскинувшийся город, после некоторого молчания, на противоположный берег, обдуваемая ветром, выходить навстречу, медленная музыка, осенний воздух, неспешно наполняет, в окружении деревьев, волшебные звуки, увядшая листва, багряные пятна, из-за серых облаков.
Синтаксическое исследование. Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его характеристику, составить схему, выписать из предложения ссч с различными видами связи, определить в них главное и зависимое слово.
Тихая медленная музыка, словно прохладный осенний воздух, неспешно наполняет концертный зал. (Повеств., невоскл. ,простое, двусоставное, распр., осложнено сравнительным оборотом). К какому стилю можно отнести прослушанный текст и предложение, взятое из этого текста для разбора?
-
согласование
управление
примыкание
Тихая музыка
Наполняет зал
Неспешно наполняет
Медленная музыка
Осенний воздух
Прохладный воздух
Концертный зал
Деконструкция 1 этап. К выделенным словам подобрать синонимы (медленная – плавная, прохладный – свежий, неспешно – медленно), дать определение термина синонимы.
Проблемный вопрос. Можно ли найти синонимию в ссч?
СРАВНИ:
Тихая музыка (согласование) – музыка тишины (управление);
Осенний воздух (согласование) – воздух осени (управление)
Неспешно наполняет (примыкание) – наполняет без спешки (управление);
наполняет зал (управление) – наполняемый зал (согласование)
Деконструкция 2 этап. Работа с карточками для наблюдений и с учебным материалом.
. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ
В большинстве экзаменационных тестах задание В2 сформулировано так:
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
или так:
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
Реконструкция.
работа с тестовыми заданиями в форме ОГЭ;
работа с учебником;
работа с тетрадями на печатной основе
индивидуальная работа с онлайн-тестом
Социализация.
Рефлексия «Осеннее настроение» + создание аппликации
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ