САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС «СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в русле современных технологий

В 8 КЛАССЕ

«СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»



C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\DDEJQTIE\MC900415484[1].wmf



М.С.Учеватова,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 15 г.о.Орехово-Зуево









2014-2015 учебный год

ФОРМА УРОКА

ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

УУД

Комбинированный урок

Используемые технологии:

  • технология мастерских;

  • проблемная технология;

  • информационная технология

  • технология критического мышления

  1. обучающая –закрепить знания учащихся о словосочетании и видах подчинительной связи в ссч;

  2. развивающая – развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать полученные знания, навыки и умения; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. познавательная - формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира

  4. воспитательная – воспитывать эстетическое отношение к языку, учить видеть прекрасное в окружающем мире.

УМК, тетради на печатной основе, ИКТ, тестовые задания, индивидуальные карточки, карточки для рефлексии

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, умение отбирать необходимые словари, энциклопедии, сопоставлять информацию;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.






СТРУКТУРА УРОКА

Наука – творчество, а творчество

дарит счастье и самим творцам, и

тем, кто этому творчеству внимает.

Д.С.Лихачев

  1. Индуктор. Настроить детей на работу. (Текст «Октябрь. Музыка осени», стр. 272, сборник «Серебряный луч», выпуск 4, музыка П.И.Чайковский «Октябрь»). Озвучить тему, цели и задачи урока.

  2. Переход. . Объяснить орфограммы, обозначить главное и зависимое слово в ссч, определить вид подчинительной связи

Раскинувшийся город, после некоторого молчания, на противоположный берег, обдуваемая ветром, выходить навстречу, медленная музыка, осенний воздух, неспешно наполняет, в окружении деревьев, волшебные звуки, увядшая листва, багряные пятна, из-за серых облаков.

  1. Синтаксическое исследование. Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его характеристику, составить схему, выписать из предложения ссч с различными видами связи, определить в них главное и зависимое слово.

Тихая медленная музыка, словно прохладный осенний воздух, неспешно наполняет концертный зал. (Повеств., невоскл. ,простое, двусоставное, распр., осложнено сравнительным оборотом). К какому стилю можно отнести прослушанный текст и предложение, взятое из этого текста для разбора?

согласование

управление

примыкание

Тихая музыка

Наполняет зал

Неспешно наполняет

Медленная музыка



Осенний воздух



Прохладный воздух



Концертный зал





  1. Деконструкция 1 этап. К выделенным словам подобрать синонимы (медленная – плавная, прохладный – свежий, неспешно – медленно), дать определение термина синонимы.

  2. Проблемный вопрос. Можно ли найти синонимию в ссч?

СРАВНИ:

Тихая музыка (согласование) – музыка тишины (управление);

Осенний воздух (согласование) – воздух осени (управление)

Неспешно наполняет (примыкание) – наполняет без спешки (управление);

наполняет зал (управление) – наполняемый зал (согласование)

  1. Деконструкция 2 этап. Работа с карточками для наблюдений и с учебным материалом.

. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.

Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).

Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ



В большинстве экзаменационных тестах задание В2 сформулировано так:

Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

или так:

Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

  1. Реконструкция.

  • работа с тестовыми заданиями в форме ОГЭ;

  • работа с учебником;

  • работа с тетрадями на печатной основе

  • индивидуальная работа с онлайн-тестом

  1. Социализация.

  2. Рефлексия «Осеннее настроение» + создание аппликации



6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ