Сценарий интеллектуальной игры для знатоков русского языка "Ты велик, родной язык!"


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области











«Ты велик, родной язык!»


(интеллектуальная игра

для знатоков

русского языка)


4 класс






подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района







Ты велик, родной язык!


(интеллектуальная игра для знатоков русского языка)



Цели и задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся;

  • отработка навыков работы с деформированным текстом;  

  • развитие коммуникативных компетенций

.

Оборудование:

эмблемы, карточки с заданиями, таблички с названием команд, орфографические словари, раздаточный материал, жетоны, призы, грамоты победителям.


Ход игры:

Класс разделён на 2 команды.


Учитель: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того Чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - необыкновенный. В этом мы сегодня убедимся.

Дети обеих команд выстраиваются и хором говорят:


Мы - весёлые ребята и не любим унывать.

С удовольствием мы с вами собрались здесь поиграть.

Мы отвечаем дружно и здесь сомненья нет.

Сегодня будет дружба Владычицей побед.

1 команда:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнованья

Успех решает не судьба,

А только наши знанья.

2 команда:

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей

И наша дружба крепнет с ней.



( На мотив песни «Улыбка»)

Любит поиграть наш дружный класс,

Вот начнётся состязание сейчас,

Вот болельщик, а вот и жюри,

Путь к победе труден, что не говори.

Припев:

Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель:

Прошу команды занять свои места.

И так, наш первый конкурс - разминка. Вам необходимо угадать название команды - соперницы. За правильный ответ 1 балл.

1команда:

Название нашей команды обозначает название предмета,

Отвечает на вопрос Кто? Что? В предложении бывает подлежащим или

Второстепенным членом предложения.

(Имя существительное)


2 команда:

Название нашей команды обозначает признак предмета, Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? В предложении бывает определением.

Учитель:

Разминка закончена. Наш второй конкурс оценивается в 2 балла (за каждое угаданное слово по 1 очку)

  1. команда:

Корень в слове писать, приставка в слове рассказывать, суффикс - в слове книжка, окончание в слове вода (расписка)

2 корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс - в слове сказка, окончание в слове рыба (завязка)

2 команда: корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс - в слове лесник, окончание в слове ученики (подснежники)

2 корень в слове ставить, приставка в слове приехал, суффикс - в слове дочка, окончание в слове ложка (приставка)

Учитель:

Следующее задание конкурс «Лишнее слово» (на доске)

  • водный, водник, подводный, вода, водица, водитель

  • лес, лесной, лесник, леска, перелесок

А теперь каждая команда задаст по два вопроса по теме «Состав слова»

За каждый правильный ответ -1 балл.

Учитель:

Следующий конкурс - домашнее задание.

1 команда.

Парад падежей.

  • У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких пажей.

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой.

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою

И про своё призвание

На ушко им поют.

  • Я - Именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

  • А я, падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего?- и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

  • Я называюсь Дательным

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

  • А я, Винительный падеж

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю.

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать.

  • А я, Творительный падеж.

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем творите? С кем?

Я подскажу вам - нет проблем.

  • А я падеж Предложный,

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

Учитель:

Молодцы! А может быть, вы знаете, как определить падеж существительных? Своё домашнее задание показывает 2 команда.

  • К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу:

Извини меня,

Это значит исключи меня из вины.

  • У слова цвет своего огня
    Своё пространство, свои рубежи.
    И когда я слышу: обереги меня,
    Это значит: берегами меня окружи.

  • У слова есть корни, есть родня,
    Оно не подкидыш под сирым кустом.
    Когда я слышу: защити меня,

Это значит: Укрой меня за щитом!

  • Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов, своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро.

Учитель:

В какой части слова заключается основное лексическое значение?


Задание 5. Определи сколько существительных.(1 балл)

  1. команда: какао, тюль, масло, пианино, тополь,

  2. команда: кофе, кружево, рояль, сирень, трель.


6 задание: Игра « Найди своё место» .(1 балл)

  1. команда: ромашка, печь, калач, речь, лето, осень, лист, земля.

  2. команда: вещь, дождь, птица, облако, ветер, день, ночь, команда.
    Учитель:

Как определить сколько существительных?


7 задание: Следующий конкурс «Слово - змейка».

Необходимо записать цепочку слов за 30 секунд, где последняя буква первого слова, является первой буквой следующего. У чьей команды цепочка длиннее, зарабатывает 2 балла.


8 задание «Конкурс капитанов» (на доске) - раскрыть скобки. .(1 балл)

  1. команда: Язык (до) Киева (до) ведёт.

  2. команда: Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.


9 задание: Из слова МАГАЗИН за 1 минуту составить как можно больше слов. .(1 балл за каждое слово)

10 задание: Каждой команде необходимо раскрыть смысл крылатых выражений. (1 балл за каждое выражение)
1 команда:

Рукой подать (близко)

Через час по чайной ложке (медленно

)Морочит голову (обманывать)

Во весь дух (быстро)

  1. команда:

Работать, засучив рукава (усердно)

Прикусить язык (замолчать)

Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)

Сломя голову (быстро).


11 задание: Определить часть речи

  1. команда: Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

  2. команда: Снежное ПОКРЫВАЛО всю землю ПОКРЫВАЛО.



12 задание:

Подобрать синонимы:
Смелый (отважный, храбрый)
Грустный (невесёлый, задумчивый)
Подобрать антонимы:

Ленивый (трудолюбивый)

Чистый (грязный)


13 задание: Образовать сложные слова:

1 команда:

Паровой, ходить - (пароход)
Звёзды, летать - (звездолёт)
Любить, радио - (радиолюбитель)
Колоть, лёд - (ледокол)

Пешком ходить - (пешеход)

  1. команда:

Сосать пыль - (пылесос)
Падать, листья - (листопад)
Рубить лес - (лесоруб)

Ловить рыба - (рыболов)

Тушить огонь - (огнетушитель)


  1. задание: Кто больше слов запишет с двойными согласными (на листочках)

  2. задание - творческое. Сочинить стихотворение, используя слова

  1. команда - солнце, оконце

  2. команда - привет, кабинет


Учитель: Наша игра подошёл к концу. Жюри подводит итог, но независимо оттого, кто победит, помните, русский язык - великий, могучий, правдивый и свободный.

Любите и берегите его!

Родители дарят детям орфографические словари.





Список литературы


  1. Богданова Л. Внеклассная работа по русскому языку.- Москва: Издательский дом Дрофа, 1996.

  2. Вакуленко Ю.А. Веселая грамматика (игры, задания),- Волгоград: Издательство Учитель, 2000.

  3. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- Москва: Издательский дом Дрофа, 1999.

  4. Остроумов А. В. Речевая культура.-Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ