Конспект факультативного занятия по речевой культуре "Аннотация"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области









Факультативное занятие

по речевой культуре на тему:



«Аннотация»









подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района







14 урок.

Тема: Аннотация.

Цель: познакомить учащихся с аннотацией – разновидностью сжатого изложения.

Ход занятия.

  1. Постановка цели.

  • Сейчас я прочитаю вам два текста. Может быть, вам знакомы эти произведения, их названия и фамилии авторов?

I.

В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у нее было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но все кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.

II.

Эта удивительная книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детеныша Маугли, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом.

  • На что похоже такое изложение сказок?

  • Это аннотация.

  1. Нахождение и чтение аннотаций к детским книгам. Разновидности аннотаций.

Каждая книга ищет своего читателя. И ты ищешь книгу… как? Ты читаешь фамилию автора, заголовок, оглавление, смотришь рисунки (если они есть). Но есть еще один помощник: маленький текст на обороте первой страницы книги – аннотация. Она как бы спрашивает «Ты любишь читать?»... Аннотация очень напоминает сжатый пересказ. Этот текст помогает (в библиотеке или книжном магазине) выбрать ту книгу, которая тебя интересует.

(Нахождение и чтение аннотаций).

III.

Чтение и составление аннотаций.

1)

  • Послушайте две аннотации повести А.П. Гайдара «Чук и Гек».

  • В какой из них автор постарался заинтересовать читателя?

  • Как он это сделал?



*****

В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.

*****

Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далекий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной была эта поездка!

В аннотации называется тема книги и дается очень сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный. Почему? Да потому, что если рассказать обо всем, то читать книгу еже неинтересно.

2) Познакомьтесь с аннотацией книги Г. Юрмина «Всем! Всем!». Выделите в ней:

а) предложения, в которых определяется тема книги;

б) часть, в которой содержится ее краткий пересказ.

«Эта книжка про спорт. В ней рассказывается о необычных спортсменах. Они участвуют в гонках на льду на быстрых мотоциклах, парят на крыльях в небе, скользят под парусами по замерзшей водной глади…»

Иногда в аннотации рассказ обрывается на самом интересном месте. Почему?

3) - Прочитайте аннотацию книги В. Крапивина «Оруженосец Кошка».

У маленького «оруженосца» Аркашки было верное и смелое сердце.

Давно кончился лагерный турнир стрелков из лука, а Кошка все ходит и ходит за своим – «рыцарем». «Вот, что друг, игрушки кончились. У меня свои дела, у тебя – свои. Топай своей дорогой», - хотел сказать Володя. Но не сказал… Почему?

- Вам захотелось получить ответ на вопрос, завершающий аннотацию?

- Тогда возьмите эту книгу в библиотеке.

4) - Послушайте аннотацию книги В. Катаева «Сын полка». Ее составил третьеклассник. Подумайте, как можно сократить пересказ для того чтобы заинтересовать читателя?

- Каким должно быть последнее предложение, чтобы ребята захотели прочитать книгу?

В этой книге рассказывается о мальчике Ване. Во время войны его нашли разведчики Красной Армии. Он хотел остаться у разведчиков, но он был еще маленький, и его отправили в тыл. По дороге он сбежал. Плутая по лесу, он попал в другой отряд, где упросил командира оставить его. Во время страшного боя командир отправил Ваню с донесением в штаб, чтобы он ушел с поля боя. Бой с фашистами был неравный, и почти все бойцы погибли. Книга заканчивается тем, что Ваню отправляют в училище.

(Составление аннотации к любимым книгам).

  • Аннотацию можно встретить не только в книгах.

  • Кто не любит смотреть телевизор?

  • Специально издается журнал «ТВ-парк». В нем можно узнать, какие передачи выйдут на экраны, прочитать об их содержании в аннотациях и выбрать передачу, которая вам понравилась.

(Составление аннотаций к любимой передаче).

  1. Итог.

Что такое аннотация?



































Литература:

1.Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- М.: Пед-Сервис, 2007.

2.Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь.- М.: Педагогика, 1992.

3.Недригайлова В. И. Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.

4.Остроумов А. В. Речевая культура. - Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ