Сценарий "КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ"
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Цель урока: помочь учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности, определенной заданными ситуациями общения;
формирование навыков речевого этикета;
обогащение речи детей языковыми средствами для выражения приветствия, благодарности и т.д.
Оформление урока: плакаты с высказываниями о русском языке; таблица «Формы речи»; запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Ход урока:
Оргмомент. /звучит запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»/.
2.Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы будем говорить о культуре общения. Поскольку часто общаемся мы плохо, неумело, невразумительно.
Общаться надо уметь! И учиться этому, и воспитывать в себе культуру общения!
Общаясь, действуя с помощью языка, мы осуществляем ту или иную речевую деятельность. Человек действует, когда говорит, пишет или читает, когда слушает другого.
Давайте вспомним, какие формы речи существуют.
/ Работа с таблицей./
Устная речь – это слушание и говорение, письменная – чтение и письмо. Ведь именно так мы общаемся друг с другом – устно или письменно.
Представьте себе, что вам нужно издать небольшой журнал, который поможет вашим сверстникам научиться правильному общению друг с другом.
Первую страничку этого журнала условно назовем «историческая».
Примеры общения людей разных поколений.
Учитель:
-В разное время люди общались по – разному. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Давайте послушаем.
/Выходят поочерёдно учащиеся, произносят фразы/
–Рад Вас приветствовать, Игорь Сергеевич.
- Нижайший поклон, Петр Денисович!
- Честь имею откланяться.
2. – Доброго здоровьица.
- Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке?
– Ленка! Приветик!
- Привет! Как дела?
- Всё в порядке! А у тебя?
- Тоже ничего. Ну, всего!
- Пока!
/ Ответы учащихся/
Комментарий учителя:
- Люди старшего поколения сохраняют в своём употреблении слова «будьте так любезны», «не откажите в любезности» и т.п.
Речевые свойства среднего поколения наиболее подвижны. Люди этого поколения – связующее звено между молодёжью и стариками. Но их речь (как мы только что видели) зависит от степени культуры и образованности.
Речь молодых в своей среде раскованна, непринужденна. Они даже незнакомым, но равным по возрасту и положению могут говорить «ты».
Но в каком бы возрасте и с кем бы вы не общались, ваша речь всегда должна быть достаточно культурной.
5.«Давайте говорить друг другу комплименты»
(звучит песня Б.Окуджавы)
Учитель:
-Мы открываем следующую страничку нашего журнала. Скажите, что мы называем комплиментом, как вы понимаете это слово?
/Ответы учащихся/
- Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв. Запишем это слово в тетради, обратив внимание на безударные гласные /запись на доске и в тетрадях/.
Средств выражения одобрения, комплимента в русском языке очень много. И все они обращены к собеседнику, к тому, с кем вы общаетесь. Это комплименты, касающиеся внешнего вида, приуменьшения возраста, одобрения внутренних качеств и т.д.
Предлагаю конкурс на лучший комплимент.
/Конкурс, итоги конкурса, призы/
Учитель:
- Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступков, работы. А одобрение – от корня добро», как и доброта, доброжелательность, и добродетель. Добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Так давайте говорить друг другу комплименты! В нашем распоряжении всё богатство речевого этикета!
5. Страница третья. «На добрый привет – добрый ответ».
Учитель:
- О свойствах хорошей речи вы должны помнить всегда: выступаете ли вы с докладом на уроке, просто говорите в обществе знакомых или непосредственно общаетесь с собеседником. Давайте посмотрим несколько ситуаций такого непосредственного общения.
/Учащиеся инсценируют диалоги между продавцом и покупателем в книжном магазине/.
Вежливый продавец и покупатель.
Невежливый продавец и вежливый покупатель.
Вежливый продавец и невежливый покупатель.
Учитель. Я думаю, что вы без труда определили правильное и неправильное поведение действующих лиц /обсуждение предложенных ситуаций/.
А сейчас давайте назовем и запишем «вежливые» слова, которые смягчают речь, помогают выразить доброжелательное отношению к собеседнику.
/Учащиеся называют эти слова. Запись на доске и в тетрадях. Обратить внимание на орфограммы/.
Учитель:
- Наряду с вежливыми словами существуют ещё правила общения. Послушайте их и постарайтесь запомнить.
Заранее подготовленные ученики называют правила общения:
Старайтесь, чтобы общение с вами было человеку полезно и приятно.
Будьте всегда вежливы, приветливы, доброжелательны в общении.
Умейте внимательно слушать друг друга.
Помните: невежливо слишком много говорить о себе, перебивая собеседника.
Говорите и пишите о том, что может быть интересно человеку, с которым вы общаетесь. Учитывайте его возраст, характер.
Учитесь чувствовать настроение собеседника. Не скупитесь на улыбку и добрые слова.
Учитель:
- А сейчас вы, каждый со своим соседом по парте, составьте диалоги, соблюдая правила общения и употребляя вежливые слова. Тема может быть любой:
Приглашение вместе пойти куда – нибудь.
Просьба помочь в выполнении трудного домашнего задания или принести интересную книгу для чтения и т.д.
/несколько диалогов прочитываются и анализируются/
Учитель:
- Мы с вами ещё раз убедились, насколько важно для каждого человека владеть речевой культурой, которая является свидетелем уровня общей культуры. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят».
6.Последняя страничка журнала – «творческая».
Учитель:
- На этой страничке нашего журнала речь пойдет о письменной форме общения. Человек многообразно действует, когда пишет. Для некоторых написать письмо – тяжелый труд. Ведь писать – это не то же самое, что говорить. Надо уметь положить свои мысли на бумагу, а ещё овладеть правописанием – орфографией и пунктуацией.
Существуют основные правила переписки: вежливый тон письма, внимание к адресату, к его вопросам, умение писать о себе мало и кратко, о других – больше и подробнее, писать об интересных фактах и событиях. При составлении письма особенно важно не доставить человеку ненужных волнений, не причинить обиды.
А сейчас задание – попробуйте написать небольшое письмо другу или знакомому. Через письмо дайте почувствовать своё расположение духа, своё отношение к этому человеку. Не помешает и доля юмора.
/Выполнение задания. Зачитываются и обсуждаются некоторые работы/.
Учитель:
- Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. И хорошо, если вы задумаетесь: всегда ли правильно общаются дети с родителями, подростки со взрослыми? Всегда ли всё хорошо в этом смысле у пассажиров в транспорте или у стоящих в очереди? А наши разговоры с близкими, с друзьями?
И ещё об одном мне хотелось бы сказать, что особо ценится в общении. Это улыбка. Улыбка не нужна самому себе. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте же улыбнёмся друг другу, чтобы нам с вами было хорошо, легко и радостно!
/Заканчивается урок песней Б.Окуджавы/.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ