Сценарий "Вечера на хуторе близ Диканьки" 5-7 Класс

5 - 7 классы

Урок- игра

по повестям сборника Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»


Цели мероприятия:

Образовательные:

- проверка знаний содержания повестей Н.В.Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

- закрепление умений работать с текстом;

Развивающие:

- развитие художественных способностей детей;

Воспитательные:

- воспитание коллективизма, ответственности


Оформление:

- книжная выставка

- портрет Н.В.Гоголя

- выставка детских рисунков

- столы для игроков

Они изумили меня…Поздравляю публику

с истинно весёлою книгою, а автору

сердечно желаю дальнейших успехов.

А.С.Пушкин

Ход игры

1. Учитель:

Имя русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно во всём мире. В 2009 году исполнилось 200 лет со дня его рождения. Международная организация ЮНЕСКО объявила 2009 год годом русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это говорит о признании мирового значения творчества нашего великого писателя

Сегодня мы проводим литературную игру по книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эта книга когда-то стала первым торжеством Гоголя и сделала имя 22-летнего писателя известным широкому кругу читателей.


Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» выходит из печати в сентябре 1831 года. . Повести очень понравились читателям. Пушкин отозвался о них восторженно: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».В марте 1832 года выходит в печати вторая часть сборника.


В повестях Гоголя жила, пела, танцевала и смеялась народная Украина. Переплетение фантастики и реальности сочетается с живым, правдивым описанием народных характеров, ярким народным языком. Я надеюсь вы в этом сегодня убедитесь.


А теперь, ребята, приступаем к литературному поединку. Участников игры просим занять места за игровыми столами. Команды мы назвали по-украински – «Парубки» и «Дивчата».

1-ый конкурс

Чтобы определить повесть, по которой командам придётся отвечать на вопросы, командиры выбирают листок с отрывком из повести. Они должны сами определить, отрывок из какой повести им достался.

Отрывки взяты из повестей: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством».


( Командир выбирает листок, команды читают текст и называют повесть. )


2-ой конкурс

Команды должны назвать повести, которые входят в ту же часть сборника, к которой относится их повесть.

Часть первая

Сорочинская ярмарка

Вечер накануне Ивана Купала

Майская ночь, или Утопленница

Пропавшая грамота


Часть вторая

Ночь перед Рождеством

Страшная месть

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Заколдованное место



3- ий конкурс «Словарь Гоголя»

Каждую часть сборника Николай Васильевич сопроводил словариком.

Он объяснил это так: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны».


Команды должны объяснить, что значат слова, взятые из этого словарика.


Словарь

Бандура – ……………………………………………………………..

Батог – ……………………………………………………………..

Гопак – …………………………………………………………….

Люлька – …………………………………………………………….

Пекло – …………………………………………………………….


Ответы:

Бандура – инструмент, род гитары

Люлька – трубка

Пекло – ад

Батог – кнут

Гопак – танец


Игра со зрителями

Пока команды работают со словами зрители покажут свои знания повестей Гоголя. Пятиклассники читали повесть «Пропавшая грамота». Ответьте на вопросы.


1. Куда дед спрятал грамоту? ( зашил в шапку )

2. Кому он должен был её отвезти? ( царице )


3. Что хотел купить дед на ярмарке в Конотопе? ( огниво и табак )


4. С кем познакомился дед на ярмарке? ( с запорожцем )


5. О чём попросил деда попутчик запорожец?

( покараулить его ночью, чтобы нечистая его не забрала )


6. Как пропала грамота?

( пропала грамота вместе с запорожцем, с которым дед

поменялся шапками )


7. Кто пропал вместе с запорожцем? ( кони )


8. Кто подсказал деду, где искать грамоту?

( шинкарь )


9. Что дед захватил с собою по совету шинкаря? ( деньги )


10. Какое условие поставили ему ведьмы?

( сыграть три раза с ними в карты в дурня, если хоть раз

выиграет, они отдадут шапку )


11. Как деду удалось выиграть?

( он перекрестил под столом карты )


12. Как дед выбрался от нечистой силы? ( черти дали ему своего коня )


13. Где очнулся дед? ( на крыше своей же хаты )


14. Что стало с дедовым конём? ( от него остались кости )


15. Что получил дед в награду, когда доставил царице грамоту?

( царица велела ему насыпать целую шапку синицами –

пятирублёвыми ассигнациями синего цвета )



4 – ый конкурс для команд

Команды сдают Словарики и отвечают на вопросы по повестям, которые выбрали.


Вопросы по повести «Майская ночь, или Утопленница»


1. Как зовут главных героев повести?

(Ганна и Левко )


2. Почему отец не хотел женить Левко на Ганне?

( Ему самому нравилась Ганна )


3. Кем был на селе отец Левко?

( голова )

4. Какое событие в жизни головы стало предметом его гордости на всю жизнь?

( Он был провожатым царицы Екатерины по Крыму и даже сидел на козлах её кареты. )


5. Как панночка узнала, что её мачеха ведьма?

( Ночью к панночке подкралась чёрная кошка и стала её душить; панночка ударила кошку по лапе саблей, а наутро у мачехи была перевязана рука. )


6. Что случилось с панночкой?

(Сотник выгнал дочь из дома по наущению молодой жены – ведьмы, панночка с горя утопилась. )


7. Что случилось с ведьмой?

( Однажды ночью панночка - утопленница затащила ведьму в пруд, но та обернулась утопленницей, и панночка не могла её отличить от других. )


8. Как Левко помог панночке?

( Левко нашёл среди утопленниц ведьму. )


9. Что собирались открыть в старом доме у пруда?

( винокурню )

Инсценировка «Вакула и чёрт»


Чёрт: Это я – твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь. Оксана будет сегодня же наша.


Вакула: Изволь, за такую цену готов быть твоим!


Чёрт ( прыгает от радости ): Теперь-то попался кузнец! Теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают, что самый наибожнейший из всего села человек в моих руках?»

Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делают.


Вакула: Я готов! У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь!

(Вакула хватает чёрта за хвост )


Чёрт: Вишь, какой шутник! Ну, полно, довольно уже шалить!


Вакула: Постой, голубчик! А вот это как тебе покажется?


( Вакула перекрестил чёрта, и чёрт сделался тих, как ягнёнок. )

Постой же, будешь ты у меня знать, как подучивать на грехи добрых людей и честных христиан.


( Вакула вскочил на чёрта верхом и поднял руку для крестного

знамения. )


Чёрт: Помилуй, Вакула! Всё, что хочешь для тебя сделаю, отпусти только душу на покаяние, не клади на меня страшного креста!


Вакула: А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе, слышишь, неси, как птица!


Чёрт: Куда?


Вакула: В Петербург, прямо к царице!


Вопросы по повести «Ночь перед Рождеством»


1. Что делали чёрт и ведьма в ночь перед Рождеством на небе?

( Ведьма собирала в рукав звёзды, а чёрт украл месяц. )


2. Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу Вакуле?

( Ведьму звали Солоха, она была матерью Вакулы. )


3. За что чёрт мстил Вакуле?

( Вакула нарисовал в церкви картину Страшного суда, где чёрта

били чем ни попадя. )


4. Какой подарок готовил кузнец Оксане?

( Сундук с железной оковкой и росписью. )


5. Сколько мешков вытащил Вакула из дома?

( Три мешка )


6. К кому отправился за помощью Вакула?

( Вакула пошёл к Пузатому Пацюку, который, как считали в селе, водился с нечистой силой. )


7. Как запорожцы называли царицу Екатерину Вторую?

( Мамо )


8. Как кузнец отблагодарил чёрта?

( Вакула отвесил чёрту три удара хворостиной. )


9. Кто сидел в мешке, который кум и ткач притащили домой к куму? ( Чуб и дьяк )

5-ый конкурс для команд «Чёрный ящик»

1. В чёрном ящике лежит то, что Левко получил от панночки-утопленницы.

( записка от комиссара )

«Приказ голове, Евтуху Макогоненку. …приказываю тебе сей же час женить твоего сына, Левка Макагоненка, на козачке из вашего села, Ганне Петрыченковой…»


2. « В чёрном ящике дары, которые Вакула принёс Чубу, когда пришёл сватать Оксану.

( Кузнец принёс новёхонькую шапку и красивый пояс. )

Инсценировка «Кум, ткач и кумова жена»

Кум: Вишь, какие мешки кто-то бросил на дороге! Должно быть, тут и свинина есть. Полезло же кому-то счастие наколядовать столько всякой всячины. Экие страшные мешки. Положим, что они набиты гречаниками да коржами, и то добре. Хотя бы тут были одни паляницы, и то в шмак: жидовка за каждую паляницу даёт осьмуху водки. Утащить скорее, чтобы никто не увидел.


( Кум пытается взвалить мешок )


Нет, одному будет тяжело нести. А вот, как нарочно, идёт ткач Шапуваленко. Здравстуй, Остап!


Ткач: Здравствуй!


Кум: Куда идёшь?


Ткач: А так, иду, куда ноги идут.


Кум: Помоги, добрый человек, мешки снесть, кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. Добро разделим пополам.


Ткач: Мешки? А с чем мешки?


Кум: Да, думаю, всего вдоволь.


Ткач: Куда ж мы их понесём, в шинок?


Кум: Оно бы и я так думал, чтобы в шинок, но ведь проклятая шинкарка не поверит, подумает ещё, что где-нибудь украли, к тому же я только что из шинка. Мы отнесём мешок в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.


Ткач: Да точно ли нет дома?


Кум: Слава богу, я не совсем ещё без ума, чёрт ли бы принёс меня туда, где она.


( Кум и ткач тащат мешок, подходят к хате. )


Жена: Кто там?


Ткач: Вот тебе на!


Жена: Вот это хорошо, что наколядовали столько! Покажите мне сей же час мешок ваш!


Кум: Лысый чёрт тебе покажет, а не мы!


Ткач: Тебе какое дело, мы наколядовали, а не ты.


Жена: Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница!


( Ткач и кум пытаются не подпускают её к мешку, но она берёт кочергу, проворно хватила мужа по рукам, ткача по спине и уже стояла возле мешка . )


Ткач: Что мы допустили её?


Кум: Э, что мы допустили! А отчего ты допустил?


Ткач: У вас кочерга, видно, железная! Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, так та ничего… не больно.


Жена: Э, да тут лежит целый кабан!


Ткач: Кабан, слышишь, целый кабан! А всё ты виноват!


Кум: Что ж делать?


Ткач: Как что? Чего мы стоим? Отнимем мешок! Ну, приступай!

Пошла прочь! Пошла! Это наш кабан!


Кум: Ступай, ступай, чёртова баба! Это не твоё добро!

( Кумова жена принялась снова за кочергу… , но в это время

из мешка вылез … )


Кум: Что же она, дура, говорит: кабан! Это не кабан!


Ткач: Вишь, какого человека кинуло в мешок! Что хочешь говори, но тут не обошлось без нечистой силы.


6-ой конкурс (для капитанов команд) «Узнай героя»


1. Под самым покутом, на почётном месте, сидел гость – низенький, толстенький человечек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку… Облака дыма быстро разрастались над ним, одевая его в сизый туман. Казалось, будто широкая труба с какой-нибудь винокурни, наскуча сидеть на своей крыше, задумала прогуляться и чинно уселась в хате головы. Под носом торчали у него коротенькие густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую винокур поймал и держал во рту своем, подрывая монополию амбарного кота.


2. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться: потому что он ( Пацюк ), несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым.


Подведение итогов турнира


Учитель:

В конце нашего праздника мне бы хотелось напомнить вам о том, как юный Гоголь мечтал о служении Отечеству. «Мысль о службе у меня никогда не пропадала. Прежде чем вступить на поприще писателя, я переменил множество разных мест и должностей…

Но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить также службу государственную, я бросил всё…»

Писательский путь Николая Васильевича Гоголя был трудный.

Год за годом вы будете познавать этот путь, знакомясь с новыми страницами биографии Гоголя и новыми его произведениями.

И вы увидите, что неизменным будет чувство восхищения и удивления писателя своей родиной, чувство уважения к её народу и желание бороться со всем, что мешает их жизни.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ