Система работы с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Виды работ
с непроверяемыми написаниями
в начальной школе
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того. насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах. зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе. его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать и осваивать родной язык в письменной форме.
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах непроверяемые слова часто заучиваются без какого-то объяснения путём механического запоминания их графического облика , что. несомненно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия "орфографическая система". Такая методика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания.
В начальной школе при работе над орфографией применяют следующие методы:
а) метод языкового анализа и синтеза;
б) имитационный метод (запоминание, заучивание);
в) метод решения грамматико-орфографических задач.
Методы имеют свои приемы, а иногда и разветвленную систему приемов. Все эти методы используются и в работе со словами, имеющими непроверяемые написания.
Языковый анализ включает в себя следующие виды работ:
а) звуко - буквенный анализ (фонетико-графический);
б) слоговой анализ, выделение ударного слога
в) семантический анализ, т.е. выяснение значений слов, их сочетаний, предложений;
г) словообразовательный и морфемный анализ;
д) морфологический анализ;
е) синтаксический анализ.
Один из видов - орфографический анализ, т.е. обнаружение орфограмм.
Виды языкового синтеза:
а) синтез на уровне звука и буквы, т.е. составление слов из звуков (букв);
б) синтез (словообразование) слов заданным корнем;
в) синтаксических конструкций ( словосочетаний, синтез предложений, текста);
г) синтез в области орфографии, написание по результатам проверки
(различные виды диктантов).
Запоминание (произвольное и непроизвольное) играет важную роль
в обучении право писанию беспроверочных слов. Методика, признавая
положительную роль непроизвольного запоминания, отдает предпочтение
произвольном, у т.к. оно дает лучший результат, развивает интеллект.
В рамках имитационного метода применяются:
а) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти,
самодиктанты, списывания с различными заданиями, игры, требующие
запоминания (например, «Фотоглаз);
б) использование карточек, таблиц и др. видов наглядности со списком трудных слов, выделение непроверяемых слов на страницах учебников, выписывание их в тетрадь, выделение орфограмм (цветом, формой и т.д.);
в) отчетливое, побуквенное проговаривание слова с сопоставлением с орфографическим произношением, запоминание буквенного состава слова.
г) использование словариков учебника, «Орфографического словаря», «Словаря синонимов и антонимов», «Толкового словаря», ведение собственного словарика;
д) правильное безошибочное письмо, с заданиями и без,
внимательное чтение - опора на рукодвигательную и зрительную память.
Широко применяются и такие виды работ:
- сопоставление и противопоставление групп заучиваемых слов, форм слова, сравнение по значению, употреблению и т.д.
- занимательные формы работы.
Работу на таком уроке можно построить в следующем порядке:
1. Постановка цели. Предъявление слова (с помощью загадки, ребуса, описания, карточки с записанным словом, иллюстрации и т.д.) Чтение, уточнение значения слова, выделение орфограммы;
2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове, выбор графического образа слова
3. сообщение учащимся этимологической справки, выбор мнемонического приема для запоминания (стихотворение, «усиление» орфограммы ), заучивание обобщенным способом «вешалка» и т .д.;
4. подбор однокоренных слов;
5. составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная их запись с использованием этимологии (мнемоники) для объяснения правописания.
На этапе закрепления используются приемы работы, направленные на практическое применение знаний и умений, развитие речи, обогащение словаря учащихся, выработки умения в области
словообразования, связной речи, культурной речи.
Виды работ могут быть следующие:
1. Основанные на языковом синтезе и анализе:
1. анаграммы: составить слова из данных букв:
абкоса - собака
воркоа - корова
салици - лисица
хутеп - петух
Кто здесь лишний? Почему? (выбор по разным признакам)
2. Угадай «заколдованное слово» (восприятие на слух)
заребе - береза, берята - ребята , рандакаш - карандаш и т.д.
3.Игра «В букву» - называет слово по одной букве каждый ученик. Интересно игру проводить по группам. Выигрывает команда, назвавшая по буквам правильно большее количество слов.
4 . Узнай слово М-ш-на, д-в-чк-, я-о-а, -оро-а
5.«Продолжи слово» (используются карточки со словами) Учитель показывает карточки - дети пишут слово, например: мо. . . - молоко, мороз.
6.«Начни слово» ... шина, ... род, ... фель.
7. «Образуй родственные слова» (измени слово, чтоб оно стало обозначать маленький предмет, большой, назови ласково и т.д.)
8. Составь словосочетание со словарным словом, предложения с использованием как можно большего количества слов, записанных на таблице, в тетради и т.д.
II. Методические приемы, основанные на имитации, могут быть такими:
1. различные виды списывания с заданиями и без (например, списать в алфавитном порядке, подчеркнуть орфограммы и т.д.);
2. выписывание слов из «Словаря»
- на определенную тему;
-названия птиц (животных, одежды и т.д.) начинающихся на определенную букву;
- с определенной безударной гласной;
- с «Ь» в середине слова;
- с удвоенными согласными;
- обозначающих признак предмета и т.д.
3. различные виды письма по памяти;
- игра «Фотоглаз 1»
Детям в течении 2-3 секунд демонстрируется карточка со словом, потом они по памяти записывают прочитанное, затем демонстрируется следующее слово и т.д.;
«Фотоглаз 2» - дается для запоминания группа слов (4-6), обычно объединенных темой, орфограммой. После установки на запоминание и некоторого времени (15-20 сек) таблица со словами убирается. Слова пишутся по памяти.
«Чуткое ухо» - из прослушанных слов выписать только те, что имеют непроверяемые орфограммы (т.е. «словарные» слова) или безударную непроверяемую «а» (о, е, и)
4. «Повтори-ка» - 1 ый ученик называет, например, животное (словарное слово) - лиса, 2-ой повторяет услышанное и добавляет свое - лиса, медведь, 3 ий - повторяет предыдущие слова и добавляет свое слово. Записывается цепочка из 5-6 слов.
5. «Двойные диктанты» (на знание ассоциативных связей между современными словами с непроверяемыми написаниями и их «предками».
Вариант 1. Записывать слова под диктовку учителя, а рядом с ними по памяти - слова «родственники», от которых произошли диктуемые
(Коричневый - корка)
Вариант 2. По проверочному слову или рассказанной ситуации, связанной с происхождением слова, учащиеся вспоминают соответствующее слово современного русского языка.
(Это слово произошло от слов «Бог» и «спаси» - дети записывают слово «спасибо»)
6. Работы с рифмовками (чтение: шепотное, орфографическое, по цепочке, с прочерчиванием в воздухе безударной гласной в слове; деление слов на слоги, выделение слов с названными учителем слогами (ли, ши, ке и т.д.)
Лучшему запоминанию (произвольному и непроизвольному) способствует частое обращение к словарю, помещенному в учебнике. Одновременно дети учатся ориентированию в словаре, повторяют алфавит, закрепляют навык чтения «про себя», развивают беглость чтения и расширяют поле чтения. При этом непроизвольно запоминаются зрительные графические образы слов, даже еще не изученных. (Задания типа «Подбери», «Выпиши», «Найди» из «Словаря», «Объяснялки», «Загадалки» и т.д.)
III. Лексико-орфографические упражнения включают в себя следующие виды работ:
1 . Отгадывание загадок;
2. Разъясните значение слов в каждой паре: морковь - морковка
черный - черненький
корова - коровенка
составьте со словами предложения;
3. Кого так называют: комбайнер, библиотекарь, шофер ...
4. Впиши подходящее слово из «Словаря» (например, сапоги, ботинки - это обувь, а ... - одежда) 5
5. Найди в «Словаре» слова, близкие (противоположные) по значению
6 . Когда так говорят: «проехал зайцем,» «как огурчик» и т.д.
7. Подбери слово из «Словаря», продолжи словосочетание: жареный ... , соленый ... , огородные ... , переходить ... , рисовать ...
8. «Кто больше» - вспомни загадки, отгадками которых являются слова из «Словаря», загадай их;
9 . «Объяснялки» - объясни смысл слова из «Словаря», не называя его. Следующее слово загадывает (объясняет) тот, кто угадал предыдущее.
10. «Загадалки» - загадай слово из «Словаря» на определенную тему.
Называй только первый и последний звук (букву)
11. На какой признак предмета указывает его название: пятница, петух, малина, шиповник... ;
12. Как появились слова: лисичка, подберезовик, подосиновик (найти исторический смысл слова);
13. Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой (цвет шейки голубя)
Каштановый (каштан - плод)
Коричневый (цвет коры)
Фиолетовый (фиалка) и т.д.
14. составление загадок с применением этимологических справок;
15. Разгадывание и составление кроссвордов, чайнвордов и т.д.
16. «Наоборот» - учащийся называет слово, остальные дети ищут противоположное по смыслу в «Словаре» учебника (например, грустно - весело, город - деревня и т.д.)
17. Викторина типа «Знаешь ли ты?» и т.д.
На этапе контроля и самоконтроля следует про водить диктанты, изложения и сочинения различных видов, а также игры из занимательной грамматики.
Диктанты могут быть:
- зрительные (словарные, картинные, ребусные и пр.)
- выборочные (картинные, слуховые, зрительные)
- с использованием загадок
- по памяти
- с комментированием
- творческие (заменить развернутое определение одним словом, записать
слово - существительное с прилагательным и т.д.)
Проверка выполнения работы может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться с помощью сигнальных карточек.
В практике многие учителя используют словарные диктанты, которые проводятся устно в начале урока. Занимая 2-5 минут, такие диктанты позволяют постоянно держать в памяти ребенка трудное слово. Такие мини- диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произношением и т.д.
Сочинения могут быть разных видов: - рассказ по сюжетной картинке;
- текст - описание: "Ну и огурчик!", «Молодая березка», «Земляничная поляна»;
- текст - рассказ: «Как я помогала готовить обед», «Уборка урожая», «На субботнике» ;
- текст - рассуждение: «Почему я хочу стать ... » (шофером, учителем, летчиком и т.д.), «Я люблю свою станицу».
Экспериментально доказано, что для успешного написания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения через две недели, еще через месяц два раза, затем через два месяца с целью контроля.
В данной статье показаны различные методы и приемы работы при формировании навыка правописания непроверяемых орфограмм . Применение разнообразных упражнений каждый раз вносит элемент новизны в уже известное и потому не может наскучить младшему школьнику. Все эти виды работ служат средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.
Литература:
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.,1995г.
2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.,1995г.
3. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.,1995г.
4. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное. . М.,1997г.
5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. . М.,2001г.
6. Лысенкоса С. Н. Методом опережающего обучения. М.,1988г.
7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.,1998г.
8. Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Русский язык . Пишем грамотно. М.,2010 г.
9. Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах. теория и практика обучения. М.,1994г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ