Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе


Суханова Светлана Федоровна

учитель начальных классов МАОУ «Итатская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области


На уроках русского языка в начальной школе очень важна словарная работа, т.к. чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, для этого ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее.

В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова. Приведу примеры таких упражнений:

1. Вставить пропущенные орфограммы и записать слова в алфавитном порядке:

П…нал, р…кета, п…суда, т…пор, ур…жай.


2. Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог.

-Ка- (Капуста, карандаш)

-Мо- (Молоко, мороз, молоток)

-Го- (Горизонт, горох, город)


3. Игра «Собери слово»

На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:

та – па – ло (Лопата)

даш – ран – ка (Карандаш)

ти – кар – на (Картина)


4. Выписать из словаря слова на тему «Овощи» (Горох, капуста, картофель, морковь, огурец, помидор), «Животные» (Заяц, медведь, корова), «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.


5. При изучении словарных слов использую загадки.


«Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться.

А имя дала мне родная землица» (Земляника)


«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи» (Малина)


«На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный» (Огурец)


«Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют

К осени краснеют» (Помидоры)


6. Заменить предложение одним словарным словом:

А) Комната для занятий в школе. (Класс)

Б) Асфальтированная скоростная дорога. (Шоссе)

В) Название государства, в котором мы живём. (Россия)

Г) Название языка, на котором мы говорим. (Русский)

Д) Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. (Пассажир)

Е) Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями. (Аллея)


7. Найти в каждой строке «лишнее» слово:

А) Трамвай, самолёт, урожай, трактор.

Б) Картофель, морковь, капуста, солома, огурец.


8. Картинный диктант.

Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения.


9. Составление кроссвордов к словарным словам.

Для выполнения этого вида работы требуется много времени. Поэтому его можно использовать в качестве домашней работы, во внеклассной работе.


10. Составление предложений со словарным словом.

Обучающиеся устно составляют предложение с заданным словарным словом. Все предложения выслушиваются, а лучшее предложение (по мнению обучающихся) записывается в тетрадь под диктовку с комментированием орфограмм.

Учитель должен помнить, что систематическая работа на уроках вызывает у обучающихся интерес к словарной работе, помогает обогащать словарный запас, вырабатывает орфографическую грамотность, развивает речь, внимание, формирует уважение и любовь к русскому языку в целом.


Использованная литература:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2, 3, 4 кл. четырёхлетней школы. Часть 1. Часть 2. Изд. Дрофа. 2007.

  2. Сайты сети ИНТЕРНЕТ:

Загадки (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kostyor.ru/student/?n=345


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ