ТЕМА: Обобщение сведений по теме «Словообразование» 5 Класс

Нохрина Тамара Петровна, учитель высшей квалификационной категории.


УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ.


ТЕМА: Обобщение сведений по теме «Словообразование».


ЦЕЛЬ: повторить значимые части слова; условия выбора орфограмм, изученных в теме;

воспитывать любовь к языку, активность учащихся; логическое мышление.


ХОД УРОКА.



  1. Звучит детская песенка В. Шаинского « Вместе весело шагать».

Учитель: Ребята, нам сегодня в класс пришла телеграмма, в ней написано:

С. Венгерово, средняя школа

5-а классу.

Помогите разобраться с орфограммами. Их так много, они такие

трудные. Вся надежда на вас. Ждём.

Жители города Словообразования.


Я думаю, мы все отправимся на помощь. Возьмём с собой рюкзаки, наполненные знаниями, которые нам очень пригодятся, и отправимся по намеченному маршруту. Слово маршрут у нас новое (фр. яз). (запишем в словарик)

МАРШ-ходьба

РУТ-дорога

Погода отличная, ярко светит солнышко, а мы шагаем по просторам. Но что это?


ТУПИК ОШИБОК.


(на доске красочно оформлены пункты маршрута). Чтобы пройти через него, мы должны выполнить следующие упражнения.


А). У доски игра: « КТО БЫСТРЕЕ ДОСТИГНЕТ ВЕРШИНЫ» ( вставить безударные гласные в слова).


Б). Класс записывает отгадки к загадкам


--В сенокос я горька,

А в мороз сладка. Что за ягодка?


--Я бью струёй из крана,

Бью ключом из -под земли.

Я качаю в океане великаны- корабли.


--Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.


--В огороде вырастаю,

А когда я созреваю, варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.


--Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас.


--Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

Учитель:Рюкзаки наши стали легче.Мы продолжаем свой путь. Посмотрите , ребята, налево.Какие красивые палатки! А что там написано?


ФОНЕТИКА.

-Что это за наука?





Раз подошли, придётся выполнить задания ( они в кармашке палатки ).

1.Ученику дали задание: написать слова, которые читаются одинако-

во слева направо и наоборот. Он выполнил это задание так:

ТОТ, ДЕД, ШАЛАШ.

-Правильно ли он выполнил?

2.Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке,

Чтобы получить из слова

ЛЁН - ЦИФРУ,

ЛЕЙ - ДЕРЕВО,

ТОК - ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ,

ЛЁД - МАТЕРИАЛ ДЛЯ КРЫШИ.


Мы хорошо справились с заданием, отдохнули в замечательном палаточном городке. И снова в путь. А солнце всё выше. Жара невыносимая! Пить нестерпимо хочется. О, радость! Справа ,недалеко от дороги, стоит колодец. Давайте остановимся и утолим жажду. Но не тут-то было! Замок висит на колодце. Открыть его можно, выполнив та-

кое задание:


СОБЕРИ СЛОВЕЧКО , для этого

  1. Найди определение в предложении, возьми из него приставку

ЭТО БЫЛ БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

2.Найти сказуемое, взять корень

МОРЯКИ НЕ СРТАШАТСЯ БУРЬ.

3.Добавить суффикс прилагательного

ПРЕЛЕСТНЫЙ

4. Дописать окончание, взяв его у определения в предложении

ОГРОМНЫЙ ШАР ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ.

Оказывается, чувствуется усталость. Давайте передохнём и проведём конкурс «Ты-мне,

Я- тебе».( повторение теории: знание значимых частей слова).


Пора снова в путь. Прошли немножко и увидели город, в который направляемся, « СЛО-

ВООБРАЗОВАНИЯ.» Будьте внимательны. Не думаю, что нам легко удастся войти туда.

И точно. Нас встречают жители города и предлагают задания.

Сначала мы поприветствуем их, поднимая сигнальные фонарики- карточки А - О.

Прилагательное, росток,изложение. Ростов, слагаемое, водоросли, дикорастущий, отрасль,

Ростислав,слагать, выложить.

-

Назовите условия выбора орфограмм, запишите исключения.


  1. задание каждому ряду: выполнить орфографические задачи и подобрать не менее двух слов на каждый вариант орфограммы:

-З З… С С…

-С П… -С Т…

-С Ч… С Ц…

3.Следующее задание выполним с помощью перфокарт и оставим их жителям как наглядное пособие ( слова с приставками на З - С ).

4.Составим алгоритм


Ы И после Ц.

  1. Определи, в какой морфеме находится

гласный.


2)В суф. или 3) Вкорне и в словах на -ЦИЯ

окончании


Пиши Ы Пиши И

: Исключения: Цыган на

цыпочках подошёл к цыплёнку

и цыкнул:»Цыц».


На доске предложения. Вставить Ы-И, объяснить условия выбора орфограммы, пользуясь алгоритмом.


СТРАХ ОБЪЯЛ ЖИТЕЛЕЙ НЕПТУНОВОЙ СТОЛИЦ-- ,ЛЕТЯТ СТАДАМИ ПТИЦ--.

СОНЛИВЫЙ ДА ЛЕНИВЫЙ –РОДНЫЕ БРАТЦ--

МЕДВЕДЬ ПЛЯШЕТ, А Ц—ГАН ДЕНЬГИ БЕРЁТ.

И НА ПРИВЕТЛИВЫ ЛИСИЦ—НЫ СЛОВА ВОРОНА КАРКНУЛА ВО ВСЁ ВОРОНЬЕ ГОРЛО.

УЖ МЫ ЛЬ НЕ МАСТЕРИЦ--, А ЭТОГО У НАС ИСКУССТВА НЕ ВИ-

ДАТЬ. КРАСАВИЦ-- - СЕСТРИЦ--, НЕ ХУДО БЫ НАМ ЭТО ПЕРЕНЯТЬ.


5.Работа с опросным листом: выбрать слова с орфограммой, записать гласную в соответствующую колонку

Цыплят по осени считают. Где дисциплина, враг показывает спину. В кулаке все пальцы равны. Без пастуха и овцы не стало. У черепахи очень прочный панцирь. Сестрицын подарок был для Иванушки лучшим.

6. На прощание напишем несколько предложений, используя слова:

Беспокойный, расположились,шел, шорты, растение, на цыпочки,

Предварительно объяснив в них орфограммы.


Пора домой.Многому научили своих новых друзей, многое сами вспомнили. А награда за труд- хорошие и отличные оценки

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовиться к диктанту

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ