Тема: «Текст. Признаки текста» Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
















Тема: «Текст. Признаки текста»

Методическая разработка урока

русского языка в 5 классе















Острокостова Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Алтайский край

Локтевский район

с. Георгиевка








Георгиевка 2014

Тема: "Текст. Признаки текста».

Цель урока: формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

Задачи:

закрепить изученные ранее орфограммы;

познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева;

развивать, внимание, мышление, речь обучающихся и умение анализировать;

воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование:

мультимедийный проектор

портрет Д. И. Менделеева

толковые словари С. И. Ожегов, Д.Н. Ушаков

учебник “ Русский язык. 5 класс” /под ред.Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.- М.: Просвещение, 2006.

дидактический материал



Ход урока:

I. Организационный момент. Слайд 2

Учитель приветствует ребят:

- Доброе утро! Я Вам говорю

Доброе утро я людям дарю,

И улыбаются добрые люди,

Видно слова они добрые любят.

Этап вхождения в тему урока:

Слово учителя: (слайд 3-4)

- Сегодня нам предстоит познакомиться с понятием “Текст” и сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. (Оформление в тетрадях даты, темы)

- Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. Обратите внимание на подчеркнутые слова. (Текст на слайде 5)

Дмитрий Иванович Менделеев - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он был четырнадцатым и последним, самым любимым ребенком в семье директора гимназии.

II. Словарная работа.

- Как вы понимаете значение этих слов? Объясните.

- Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (Самостоятельная работа со словарём, можно организовать и парную работу.) Слайд 6

- Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.

(все работают в тетради, 2 ученика у доски) (Проверка слайд 7)

- Объясните устно знаки препинания в предложениях.


III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Работа с текстом. Слайд 5 (или текст из учебника)

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

- По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы).


IV. Усвоение новых знаний. Работа со схемой “Признаки текста” (составляем совместно)

Заголовок- заглавие

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

- Объясните каждый признак текста (поисковая работа по словарю и учебнику, справочному материалу).


V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Работа с деформированным текстом (текст на слайде 8, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).


"Мастер чемоданных дел"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- "Кто этот почтенный господин?"

- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".


Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

- "Кто этот почтенный господин?" Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:


Учитель:

- Это текст?

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Восстановите текст.

- Что вы сделали для этого? (Расставили предложения по порядку.)

-Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

- Давайте внесём этот признак в нашу схему.

- Озаглавьте получившийся текст. Слайд 9

- Докажите, что это текст, опираясь на нашу схему.

- Задание по вариантам:

I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

II вариант- записать четвёртое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.

Учитель: - Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).

В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…

После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.


VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик


Текст состоит из предложений

К тексту нельзя придумать заглавие

Все предложения в тексте имеют границы

Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

Текст можно разделить на части

Каждая часть текста записывается с красной строки


+

-

+

-

+

+

-



VII. Этап подведения итогов урока.

Рефлексия: Слайд 10

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Если вам материал этого урока пригодится, в жизни нарисуйте чемодан, если вы не поняли материала, но он вам интересен, нарисуйте мясорубку, если вы это уже знали и вам он не нужен, нарисуйте корзину.


VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 11

- Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом.

Слайд 12

- Благодарю всех за активную деятельность на уроке!










































Приложения к уроку


В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В. Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…



Тест “Верные и неверные высказывания”

Учитель

Ученик


Текст состоит из предложений

К тексту нельзя придумать заглавие

Все предложения в тексте имеют границы

Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

Текст можно разделить на части

Каждая часть текста записывается с красной строки

+

-

+

-

+

+

-




  Признаки текста (справочный материал)

Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части. Они связанны в целое темой и основной мыслью. Образуют высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста: Делимость на части (начало, основная часть, конец). Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Основная мысль то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте). Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой, а может и не указывать на тему. Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Заглавие (или возможность его).


6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ