Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тема урока: «Глагол как часть речи».

Тип урока: урок-повторение.

Цель – освоение лексических, грамматических и стилистических особенностей глагола.

Задачи: 1) создать условия для обобщения и систематизации знаний о глаголе как части речи, скорректировать знания обучающихся по теме;

         2) развивать умение классификации и коммуникативные навыки;

3) продолжить подготовку к ЕГЭ, воспитывать бережное отношение к языку, к окружающим.

Оборудование: компьютер, презентация, учебная программа, карточки.






































-Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Ребята, какой раздел науки о языке мы сейчас повторяем? ( Морфологию).

- Что изучает морфология?

Слайд 1.

- Посмотрите на раздаточный материал, проанализируйте орфограммы и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать? ( Глагол)

- Да, тема нашего урока Глагол как часть речи. Слайд 2

- Какова цель нашего урока? ( варианты ответов)

- Конечно, эта тема обширная, и работать с глаголом мы будем на протяжении 3-х уроков, а сегодня вспомним морфологические признаки глагола. Слайд 3



- Откройте свои тетради, запишите число ( Семнадцатое апреля), классная работа и тему урока.


Слайд 4

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.


Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)


-Итак, мы будем вести разговор об одной из основных частей русского  языка – о глаголе.


-Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?


Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)


(Сижу. Думаю. Стараюсь и т.д.)


- А сейчас мы посмотрим, какие глаголы используются в тексте Д.С.Лихачёва.


Чтение текста.


- Докажите, что это текст.

- Какова тема статьи? ( Что такое тема?)( Самая большая ценность народа – его язык ).

- Идея?

- Какую проблему поднимает в своей статье академик Лихачёв? ( Для того чтобы определить проблему текста, какой вопрос вы себе зададите?) ( Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык)


- Какова позиция автора?

-Согласны ли вы с его мыслями?

- Найдите в тексте ПАРОНИМЫ. Что такое паронимы? Слайд 5

- Каково лексическое значение этих слов?


Слайд 6

( Толкование слов)



А с какой целью автор использует в одном предложении паронимы?

( Привлечь наше внимание к значению речи )







-Выпишите из текста в столбик глаголы с пропущенными орфограммами.




Постоянные пр.

Непостоянные признаки


спр

вид

перех

число

возвр

время

накл.

лицо

род

Пиш..т

1

Н

перех

Ед


Наст

Из

3

----

Говор..т

2

Н

перех

Ед


Наст

Из

3

----

Дума..т

1

Н

перех

Ед


Наст

Из

3

----

П..нять

1

С

перех

---


-----

Из

---

----

Формулируют..ся

1

Н

перех

Мн

Возв

Наст

Из

3

----

Прислушат..ся

1

С

непер

-----

Возв

----

Из

---

----


Слова эпиграфа, с которыми вы согласились, утверждают, что глагол является основой языка, – следовательно, глагол подчиняется законам языка.


- Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы можете вспомнить?

( Заполняем первые 3 колонки).


-А что нам даёт умение определять постоянные и непостоянные признаки различных частей речи? ( Умение отличать слово как часть речи от других ч.р.)


После заполнения 1 колонки работаем со спряжением.


- У какого глагола вы сразу смогли определить спряжение? (Говорит)

- Почему? ( Ударение падает на гласную в окончании)

- Как вы определили спряжение у других глаголов?

( Поставили в н.ф. и посмотрели, на что глаголы оканчиваются)


Слайд 7

Так каков алгоритм определения спряжения глагола?


  1. Ставим ударение и смотрим, если оно падает на гласную в окончании, то определяем спряжение, если гласная в безударной позиции, то

  2. ставим глагол в Н.Ф. ( обязательно сохраняем вид глагола) и смотрим, на что он оканчивается


Зачем мы определяем у глагола спряжение? ( Чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола)



Определите спряжение следующих глаголов:


Запомним –

Запоминаем –


-Чем отличаются эти два глагола? (Видом)


Запомним – глагол сов. вида

Запоминаем – глагол несов. вида


- Что надо сделать, для того чтобы определить спряжение этих глаголов?

( Поставить их в нач. форму) Поставьте глаголы в н.ф.


- Ставя эти глаголы в начальную форму, о чём надо не забыть? ( О соблюдении вида глагола).


- Какие виды глагола вы знаете? ( Совершенный/несовершенный)

Слайд 8


- Важно ли определить вид глагола? ( Да, поскольку от этого зависит верное спряжение глагола).


- Вывод: н.ф. глагола должна быть обязательно такого же вида, как и исходный глагол, иначе можно запутаться, работая с видовыми парами глаголов:

Пригласим – приглашаем, примирим- примиряем и т.д.)



- Зачем нам надо уметь определять спряжение глаголов?

(Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов)


Давайте посмотрим, насколько вы умеете самостоятельно определять спряжение глагола . Для этого проведём цифровой диктант.














Цифровой диктант.


Я вам называю глагол в н.ф., а вы только записываете спряжение через запятую. Потом проверим, как вы справились с работой.


1

Смотреть

2

2

Рисовать

1

3

Увлекаться

1

4

Сидеть

2

5

Заботиться

2

6

Интересоваться

1

7

Ненавидеть

2

8

Брить

1

9

Знать

1

10

Умчаться

2


2,1,1,2,2,1,2,1,1,2



Слайд 9 Проверка цифрового диктанта:


1-2 ош. – 4

3-4 ош. – 3

5 и более ош. - 2



Заполняем 2 графу по цепочке ( вид глагола)




Назовите признаки переходных глаголов. Слайд 10

( заполняет 3 колонку ученик у доски)

( Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога)


Вывод: почему эти признаки глагола называются ПОСТОЯННЫМИ?


Теперь работаем с непостоянными признаками глоголов.


4 колонка

Число глагола. ( ед. и мн.) Самостоятельно с послед. проверкой.

- У всех ли глаголов вы сумели определить число? ( У глаголов н.ф. число определить нельзя).


5 колонка

- Назовите мне морфему, которая является показателем возвратности глагола. ( -ся, -сь)

- Как вы понимаете , что значит возвратный глагол? ( действие направлено на самого себя) ( Заполняем 5 колонку) При образовании возвратных глаголов мы должны учесть, что постфикс сь пишется после гласных, постфикс ся – после согласных.


- В каком времени употреблены записанные вами глаголы? (В настоящем) а другие глаголы из текста? ( тоже все в настоящем)


- С какой целью автор употребил глаголы в настоящем времени? ( Проблема, которую автор поднимает в тексте, всегда актуальна, и в настоящее время тоже).

- Глаголы какого вида не употребляются в настоящем времени?


( Вывод: время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида – только прошедшее и будущее).


- Какие наклонения глаголов вы помните ( изъявит., повелит, условное). Слайд 11 Определите наклонение каждого глагола ( самост.)

- Выпишите три первых слова в изъявит. наклонении, употребите эти глаголы в повелит. и условном наклонении).


Вывод: почему эти признаки называются НЕПОСТОЯННЫМИ?

( Потому что они у глаголов изменяются)


Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и потому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, разнообразные аспекты его деятельности, различные явления природы.

Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что обращали внимание многие писатели.


Слайд 12 Обратимся к высказыванию русского писателя А. Югова.


Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.


Согласны ли вы с мнением Югова? ( Мнение уч-ся)


Слово учителя.

Итак, глагол обладает богатейшими изобразительными, словообразовательными возможностями, но их тонкие экспрессивные оттенки, выразительность раскрываются лишь при искусном использовании в речи, а небрежность, невнимание приводят к досадным ошибкам.

Следующее задание позволит нам развивать внимание к слову. Представьте, что вы редакторы.

Слайд 13 Исправьте морфолого-стилистические ошибки при употреблении глагола и постарайтесь составить рекомендации для редактора по устранению недочетов при употреблении глагола.


1.У носорога всегда имелся запас жира на суровое время года в форме огромного нароста на загривке.

Стилистически не мотивировано использование глагола в прошедшем времени. Следует использовать форму настоящего времени. На загривке у носорога есть огромный нарост, это запас жира, который помогает животному пережить суровое время года.


2.Когда я в следующий раз очутюсь в этих местах, я уже сумею хорошо ориентироваться.

Глагол «очутиться» не имеет формы первого лица, следует заменить другим глаголом. Когда я в следующий раз окажусь в этих местах, я уже сумею хорошо ориентироваться.


3.Были знаменательны полеты космических кораблей «Союз», которые прокладывают дорогу созданию долговременной орбитальной станции.

4.Были знаменательны полеты космических кораблей «Союз», которые проложили дорогу созданию долговременной орбитальной станции. Недопустима замена видовых форм глагола.


4.Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку.

Необоснованное употребление возвратных глаголов. Следует: Графитовый стержень затем красили и отправляли на просушку.


Подведение итогов

Слайд 14


Мы сегодня с вами постарались успеть вспомнить известные вам ранее сведения о глаголе. Конкретно говорили о постоянных и непостоянных признаках.


Справились ли мы с поставленной задачей?


Каков лично ваш результат сегодняшней работы. Слайд 15


Рефлексия.


Домашнее задание. Слайд 16



9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ