Тема урока "Разбор слова по составу" 2 класс УМК «Школа 2100»

Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»

МОУ СОШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре

Учитель: Недбайлова Елена Григорьевна

Тема урока «Разбор слова по составу»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: закрепить полученные знания о составе слова.

Задачи:

1.Содействовать развитию умения находить изученные части слова –корень и суффикс в слове, разбирать слова по составу, составлять слова из частей, подбирать слова к схемам на основе сформированных учебных действий.

2.Направлять учащихся на формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.

3.Сопутствовать повышению интереса к языку, речевому творчеству через дидактическую игру.

4.Дать возможность проявить толерантность, умение сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, задания для работы в группах, в парах, карточки-дифференцированные задания, наглядный демонстрационный материал(паровозик), материал по рефлексии.

Ход урока.

1.Орг.момент.

- Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И здоровье, и радость нам всем!



-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть зимнего дня.

-Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех».

2.Сообщение темы урока.

-Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать.

-Скажите, на чём и как можно путешествовать? (называют разные виды транспорта)

-Сейчас мы узнаем, как и на чём мы будем путешествовать.

(под партами у уч-ся находятся картинки частей поезда – паровозика и вагончиков, дети находят их и выходят вместе с ними к доске, встают так, как положено друг за другом – «приставка», «корень», «суффикс», «окончание»)

-Итак, чем мы будем заниматься на уроке? работать со словами, писать их, выделять части слова).

3. Систематизация знаний по теме.

-Итак, мы отправляемся в путешествие!

-Какой красивый лес в зимнем уборе!

1 остановка «В гостях у белочки». ( 1 слайд)

Игра «Собери слово» (работа в парах)

-Для вас белочка приготовила задание в своём дупле.

На каждой парте лежат конверты со слогами, дети должны собрать слова.

- Соберите слова из слогов.

-Какие слова получились? (заяц, сорока, воробей, рябина, медведь, берёза)

-Что это за слова? ( они словарные)

-В какой части находятся «опасные места» в таких словах? ( в корне)

-Как называется орфограмма? ( безударная гласная, непроверяемая ударением, её надо запомнить)

-Назовите буквы, которые надо запомнить. ( Оо, Ее, Яя)

Минутка чистописания.

-Пропишем эти буквы в тетради.

ФИЗМИНУТКА.

-Чтобы наши пальчики не замёрзли в пути, мы сделаем пальчиковый массаж.

  • Чьи руки зимою всех рук горячей?

  • Они не у тех, кто сидел у печей,

  • А только у тех, а только у тех,

  • Кто крепко сжимал обжигающий снег,

  • И крепости строил на снежной горе,

  • И снежную бабу лепил во дворе!



Оо -1 ряд, Ее – 2 ряд, Яя – 3 ряд.

(На доске показ прописи данных букв)

-Молодцы, вы хорошо постарались! Белочка вас благодарит и желает вам удачного путешествия!

2 остановка «В гостях у зимующих птиц». (2 слайд)

-Ребята, а кого можно встретить ещё зимой….? (да, птиц)

-Легко ли птицам зимой?

-А как можно помочь птицам в это время года? (развесить кормушки, подкормить птиц).

Игра «Накормите птиц» ( работа в группах – 6 групп по 4 человека)

-Чем кормят птиц?

-Давайте тоже покормим птиц. Но у нас необычный корм!

-Кормом у нас будут корни и суффиксы!

(У каждой группы лист с изображением кормушек и части слов)

-Распределите «корни» в одну кормушку, а «суффиксы» в другую.

(снеж, мороз, вьюж, ок, н, ец, ищ, из).

-Какая часть оказалась лишняя? ( прставка из)

-Давайте вспомним, что такое корень? Что такое суффикс?

Листы вывешиваются на доску и фронтально проверяются.

-Какое слово можно составить с помощью корня и приставки?

-Изморозь!

-Что такое изморозь?

-Обратимся в толковый словарь Ожегова…

-Птицы очень довольны вашем кормом и хотят, чтобы вы выполнили их задание- составили слова из данных частей!

Игра «Составь слово из его частей»(самостоятельно)

Дети составляют слова и записывают их в тетради.

(2 ученика у доски работаю за отвёрнутыми мольбертами)

( В тетрадях у детей: морозец, снежок, снежный, вьюжный, морозный, изморозь, морозище)

(Проверка с мольбертами)

-Выделите в этих словах корни и суффиксы.

-Ребята, вы так хорошо справляетесь с работой, что птички не хотят вас отпускать. Они вас просят выполнить ещё одно задание и тогда они вам помогут добраться до следующей станции, полетев вместе с вами.

-Следующее задание – вам необходимо составить 2 словосочетания с составленными словами.

(морозный день, вьюжная зима, пушистый снежок…)

(Проверка со слайдом)



ФИЗМИНУТКА.

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю,

Пусть бежит по лесу поезд

Белою змеёю!

-Путешествуем дальше!

-Пока мы едим в поезде, и чтобы нам не было скучно, поиграем в игру «Змейка». Ведь наш поезд, как змейка двигается по лесу среди деревьев!

Игра «Змейка» (индивидуальная работа, дети передают друг другу лист с заданием по варианту)

На листах слова по вариантам, необходимо выделить суффиксы.

и подумать, как суффикс влияет на значение слова.

1 вар. 2 вар.

белочка волчище

зайчишка медведище

лисичка морозище

волчишко зайчище

Вывод: в зависимости от употребления суффикса меняется значение и смысл слова.

очк, ишк, ичк - уменьшительно-ласкательное значение.

ищ – увеличительное значении.

ПРОВЕРКА??????????????





3 остановка «В гостях у лесника» (3 слайд)

Игра «Помогите навести порядок в лесу «в тексте».

-И вот наш поезд прибывает на последнюю станцию в гости к леснику.

-Кто такой лесник? (человек, который следит за порядком в лесу).

-Последнее задание от лесника:

-Давайте вспомним, с какими словами мы сегодня работали:

морозный волчище

вьюжный лисичка

зайчишка белочка

морозец снежный

На слайде неполный текст и на карточках у детей (они вставляют слова вместо точек) (на слайде)

Наступила …(морозная, вьюжная) зима. Красив лес в кружевном наряде изморози. Лёгкий… (морозец) заставил спрятаться многих жителей леса в свои норки. Трудно теперь и хитрой …(лисичке) и трусливому …(зайчишке), и злому …(волчище). Только следы шустрой …(белочки) видны на пушистом снегу.

-Что перед вами? (текст)

-Полный ли он? (нет)

-Чего в нём не хватает? (пропущены слова)

-Что такое текст?

-Из чего он состоит?

-А у нас получился текст?

-Как можно озаглавить? ( Трудно зверям зимой)

-Вставьте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке.

-Вот, что у нас получилось.

Дети зачитывают свои тексты.

-Найдите в тексте ответ на вопрос:

«Почему звери ищут себе норки зимой?».

-Выпишите это предложение в тетрадь.

(Лёгкий морозец заставил спрятаться многих жителей леса в свои норки.)

????????????????????? Дифференцир. задание.??????????????????





РЕФЛЕКСИЯ:



Дети распределяют на деревья ветки рябины, кедра и дуба:

рябина – «я доволен своей работой»

кедр – «я могу исправить свои ошибки»

дуб – «мне надо постараться»





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ