Тема урока "Разбор слова по составу" 2 класс УМК «Школа 2100»
Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»
МОУ СОШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре
Учитель: Недбайлова Елена Григорьевна
Тема урока «Разбор слова по составу»
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: закрепить полученные знания о составе слова.
Задачи:
1.Содействовать развитию умения находить изученные части слова –корень и суффикс в слове, разбирать слова по составу, составлять слова из частей, подбирать слова к схемам на основе сформированных учебных действий.
2.Направлять учащихся на формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.
3.Сопутствовать повышению интереса к языку, речевому творчеству через дидактическую игру.
4.Дать возможность проявить толерантность, умение сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, задания для работы в группах, в парах, карточки-дифференцированные задания, наглядный демонстрационный материал(паровозик), материал по рефлексии.
Ход урока.
1.Орг.момент.
- Добрый день!
Ну а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт нам удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть зимнего дня.
-Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех».
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать.
-Скажите, на чём и как можно путешествовать? (называют разные виды транспорта)
-Сейчас мы узнаем, как и на чём мы будем путешествовать.
(под партами у уч-ся находятся картинки частей поезда – паровозика и вагончиков, дети находят их и выходят вместе с ними к доске, встают так, как положено друг за другом – «приставка», «корень», «суффикс», «окончание»)
-Итак, чем мы будем заниматься на уроке? работать со словами, писать их, выделять части слова).
3. Систематизация знаний по теме.
-Итак, мы отправляемся в путешествие!
-Какой красивый лес в зимнем уборе!
1 остановка «В гостях у белочки». ( 1 слайд)
Игра «Собери слово» (работа в парах)
-Для вас белочка приготовила задание в своём дупле.
На каждой парте лежат конверты со слогами, дети должны собрать слова.
- Соберите слова из слогов.
-Какие слова получились? (заяц, сорока, воробей, рябина, медведь, берёза)
-Что это за слова? ( они словарные)
-В какой части находятся «опасные места» в таких словах? ( в корне)
-Как называется орфограмма? ( безударная гласная, непроверяемая ударением, её надо запомнить)
-Назовите буквы, которые надо запомнить. ( Оо, Ее, Яя)
Минутка чистописания.
-Пропишем эти буквы в тетради.
ФИЗМИНУТКА.
-Чтобы наши пальчики не замёрзли в пути, мы сделаем пальчиковый массаж.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе!
Оо -1 ряд, Ее – 2 ряд, Яя – 3 ряд.
(На доске показ прописи данных букв)
-Молодцы, вы хорошо постарались! Белочка вас благодарит и желает вам удачного путешествия!
2 остановка «В гостях у зимующих птиц». (2 слайд)
-Ребята, а кого можно встретить ещё зимой….? (да, птиц)
-Легко ли птицам зимой?
-А как можно помочь птицам в это время года? (развесить кормушки, подкормить птиц).
Игра «Накормите птиц» ( работа в группах – 6 групп по 4 человека)
-Чем кормят птиц?
-Давайте тоже покормим птиц. Но у нас необычный корм!
-Кормом у нас будут корни и суффиксы!
(У каждой группы лист с изображением кормушек и части слов)
-Распределите «корни» в одну кормушку, а «суффиксы» в другую.
(снеж, мороз, вьюж, ок, н, ец, ищ, из).
-Какая часть оказалась лишняя? ( прставка из)
-Давайте вспомним, что такое корень? Что такое суффикс?
Листы вывешиваются на доску и фронтально проверяются.
-Какое слово можно составить с помощью корня и приставки?
-Изморозь!
-Что такое изморозь?
-Обратимся в толковый словарь Ожегова…
-Птицы очень довольны вашем кормом и хотят, чтобы вы выполнили их задание- составили слова из данных частей!
Игра «Составь слово из его частей»(самостоятельно)
Дети составляют слова и записывают их в тетради.
(2 ученика у доски работаю за отвёрнутыми мольбертами)
( В тетрадях у детей: морозец, снежок, снежный, вьюжный, морозный, изморозь, морозище)
(Проверка с мольбертами)
-Выделите в этих словах корни и суффиксы.
-Ребята, вы так хорошо справляетесь с работой, что птички не хотят вас отпускать. Они вас просят выполнить ещё одно задание и тогда они вам помогут добраться до следующей станции, полетев вместе с вами.
-Следующее задание – вам необходимо составить 2 словосочетания с составленными словами.
(морозный день, вьюжная зима, пушистый снежок…)
(Проверка со слайдом)
ФИЗМИНУТКА.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю,
Пусть бежит по лесу поезд
Белою змеёю!
-Путешествуем дальше!
-Пока мы едим в поезде, и чтобы нам не было скучно, поиграем в игру «Змейка». Ведь наш поезд, как змейка двигается по лесу среди деревьев!
Игра «Змейка» (индивидуальная работа, дети передают друг другу лист с заданием по варианту)
На листах слова по вариантам, необходимо выделить суффиксы.
и подумать, как суффикс влияет на значение слова.
1 вар. 2 вар.
белочка волчище
зайчишка медведище
лисичка морозище
волчишко зайчище
Вывод: в зависимости от употребления суффикса меняется значение и смысл слова.
очк, ишк, ичк - уменьшительно-ласкательное значение.
ищ – увеличительное значении.
ПРОВЕРКА??????????????
3 остановка «В гостях у лесника» (3 слайд)
Игра «Помогите навести порядок в лесу «в тексте».
-И вот наш поезд прибывает на последнюю станцию в гости к леснику.
-Кто такой лесник? (человек, который следит за порядком в лесу).
-Последнее задание от лесника:
-Давайте вспомним, с какими словами мы сегодня работали:
морозный волчище
вьюжный лисичка
зайчишка белочка
морозец снежный
На слайде неполный текст и на карточках у детей (они вставляют слова вместо точек) (на слайде)
Наступила …(морозная, вьюжная) зима. Красив лес в кружевном наряде изморози. Лёгкий… (морозец) заставил спрятаться многих жителей леса в свои норки. Трудно теперь и хитрой …(лисичке) и трусливому …(зайчишке), и злому …(волчище). Только следы шустрой …(белочки) видны на пушистом снегу.
-Что перед вами? (текст)
-Полный ли он? (нет)
-Чего в нём не хватает? (пропущены слова)
-Что такое текст?
-Из чего он состоит?
-А у нас получился текст?
-Как можно озаглавить? ( Трудно зверям зимой)
-Вставьте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке.
-Вот, что у нас получилось.
Дети зачитывают свои тексты.
-Найдите в тексте ответ на вопрос:
«Почему звери ищут себе норки зимой?».
-Выпишите это предложение в тетрадь.
(Лёгкий морозец заставил спрятаться многих жителей леса в свои норки.)
????????????????????? Дифференцир. задание.??????????????????
РЕФЛЕКСИЯ:
Дети распределяют на деревья ветки рябины, кедра и дуба:
рябина – «я доволен своей работой»
кедр – «я могу исправить свои ошибки»
дуб – «мне надо постараться»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ