Турнир по русскому языку «Битва интеллектуалов»

Тема: Турнир по русскому языку «Битва интеллектуалов»

Цель: Воспитание любови и уважения к русскому языку.

Задачи: способствовать повышению культуры речи и чистоты языка; развивать любознательность и познавательную активность детей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способности высказывать собственное мнение и аргумен­тированно его отстаивать, умение кол­лективно решать проблемы.


Оборудование: плакат с высказыванием писателя Л.Н.Толстого о русском языке, карточки с заданиями для команд, презентация, словари В. И. Даля.

Ход занятия:

Цель:

(Звучит музыка. Учащиеся входят в зал)

- Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Когда- то очень давно, в средние века (5-17 вв) проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах. (Слайд)

Прошу обратить внимание на экран. Рыцари в тяжелых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы.

Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир знатоков русского языка. В честном поединке выясним, кто же хорошо знает этот предмет.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал так о русском языке: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». (Слайд).


- Для турнира нужны 2 команды. Они уже сформированы.

Победителя турнира определит жюри в составе….

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решит не судьба,

А только ваши знания

(Звучит музыка)

I тур «Знакомство»

Итак, турнир начинается. (Звучит музыка)

1.Задание Командам необходимо представиться.

Слово предоставляется команде №1. Члены этой команды расскажут о себе, а цель 2-ой команды отгадать название команды – соперника.

Итак, какое же название имеет команда №1?

1 команда: Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова (ПРИСТАВКА)

2 команда Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова (СУФФИКС).

Итак: образованы 2 команды: «ПРИСТАВКА» и «СУФФИКС»

- Что общего в названиях ваших команд?

- Какие еще части слова знаете?

- Какая часть в слове является обязательной?

Молодцы! Легко справились с первым заданием. Знание частей слова потребуется в следующем задании.

2 задание «Собери слово»


Слова рассыпались на части, некоторые части пропали. Ваша задача из оставшихся частей собрать слова.

Условия: за определенное время, кто больше слов «соберет»

Дел за на без сад


Пере по сказ ов под


В к чик ник а


- К какой части речи относятся полученные слова? Доказать.

Жюри подводит итоги по 1 туру, команды приступают ко 2 –му туру. (Слайд)

II тур «Математика + Грамматика»

Этот тур потребует от вас внимательности. Рассмотрите таблицу. Каждой цифре соответствует буква. Соотнесите цифры и буквы, напишите слова.

а

б

г

и

л

м

т

у

д

р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

9083 –

4301 –

2017 –

- Какое слово можно назвать «лишним»?

Подведение итогов после 2 туров.

Пока жюри будет работать, мы отдохнем и послушаем разговор двух мальчиков.

Инсценировка шуточной сценки «Несуразные вещи»

 
Она: Здравствуй! 
Он: Привет! 
Она: Чего это ты несёшь? 
Он: Несу разные вещи. 
Она: Несуразные? Почему они несуразные-то? 
Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел. 
Она: Что не сумел? 
Он: Отстань! 
Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то? 
Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь? 
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. 
Она: Вон оно что! 
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал. 
Она: Тамарка? 
Он: Ага. 
Она: И ничего? Симпатичная? 
Он: Красивая. Зелёная такая. 
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли? 
Он: У кого волосы? 
Она: Да у Тамарки! 
Он: У какой Тамарки? 
Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..." 
Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована! 
Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил. 
Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне! 
Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. 
Он: Да ну тебя! 
Она: Да! Стой, стой! 
Он: Ну, что ещё? 
Она: Привет передавай. 
Он: Кому? 
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! 

- Почему с мальчиками произошла такая история?

- Как нужно произносить слова, чтобы услышали?

Итоги:

Следующий тур звучит так:

III тур «Такие старые слова»


Задание 1. По очереди каждой команде будут называться слова, которые редко встречаются в современной речи. Вам нужно выбрать правильное определение из двух предложенных.


Армяк – житель Армении или крестьянская одежда.

Отопки – стоптанные башмаки или несгоревшие дрова.

Светёлка – лампа или небольшая комната.

Чуни – дома чукчей или лапти.

Сирый -волк или сирота.

Вертун – вертлявый человек или ветряная мельница.


Легко ли было разобраться в словах?

Когда испытываете трудности при определении значения слова, советую обращаться к толковому словарю.

Одним из создателей такого словаря является Владимир Иванович Даль. (Слайд).

Он исколесил всю Россию, собрал 200 тысяч слов и разместил их в 4 –х толстых томах.

Толковый словарь является одним из лучших пособий для детей и взрослых.

Владимир Даль большое внимание уделял и русской пословице. Другая книга этого автора «Пословицы русского народа» - уникальный сборник, который содержит более 30 тысяч пословиц и поговорок. Возможно, некоторые мы сейчас упомянем.


Задание 2. «Пословица недаром молвится»

Восстановить пословицы, соединив линиями. Объяснить значение. (Слайд)

Щедра на слова, ….. а на деле никак.

На словах города берет,… да скупа на дела.

Не храбрись словом, … а на деле ни шагу вперед.

На словах и так и сяк, …. покажи делом.

Итоги:

IV тур «Коварные предложения»

Восстановить слова, а затем предложения в тексте.

На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиова стклёа зрмуаоаи.

Врбьоои пргтыаю по снжнмеы држкмооа. Глднооо ми.

Итоги:

VI тур «Гонка за лидером».


1-ой команде:

Какие знаки ставятся в конце предложения?

Как пишутся фамилии и имена людей?

Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

Объяснить выражение « Нестись слома голову»


2-ой команде:

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько падежей в русском языке?

Какие имена существительные относятся к 3 –му склонению?

Объяснить значение: «Надуть губы»



Подведение итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.

Ученица рассказывает стихотворение:

Так же, как ручей журчит, Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Пишем мы ее слова:

Мама, дом, семья, отец, Небо, солнышко, скворец.

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства. Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь.


Всем большое спасибо!




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ