Турнир по русскому языку «Битва интеллектуалов»
Тема: Турнир по русскому языку «Битва интеллектуалов»
Цель: Воспитание любови и уважения к русскому языку.
Задачи: способствовать повышению культуры речи и чистоты языка; развивать любознательность и познавательную активность детей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способности высказывать собственное мнение и аргументированно его отстаивать, умение коллективно решать проблемы.
Оборудование: плакат с высказыванием писателя Л.Н.Толстого о русском языке, карточки с заданиями для команд, презентация, словари В. И. Даля.
Ход занятия:
Цель:
(Звучит музыка. Учащиеся входят в зал)
- Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Когда- то очень давно, в средние века (5-17 вв) проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах. (Слайд)
Прошу обратить внимание на экран. Рыцари в тяжелых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы.
Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир знатоков русского языка. В честном поединке выясним, кто же хорошо знает этот предмет.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал так о русском языке: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». (Слайд).
- Для турнира нужны 2 команды. Они уже сформированы.
Победителя турнира определит жюри в составе….
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решит не судьба,
А только ваши знания
(Звучит музыка)
I тур «Знакомство»
Итак, турнир начинается. (Звучит музыка)
1.Задание Командам необходимо представиться.
Слово предоставляется команде №1. Члены этой команды расскажут о себе, а цель 2-ой команды отгадать название команды – соперника.
Итак, какое же название имеет команда №1?
1 команда: Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова (ПРИСТАВКА)
2 команда Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова (СУФФИКС).
Итак: образованы 2 команды: «ПРИСТАВКА» и «СУФФИКС»
- Что общего в названиях ваших команд?
- Какие еще части слова знаете?
- Какая часть в слове является обязательной?
Молодцы! Легко справились с первым заданием. Знание частей слова потребуется в следующем задании.
2 задание «Собери слово»
Слова рассыпались на части, некоторые части пропали. Ваша задача из оставшихся частей собрать слова.
Условия: за определенное время, кто больше слов «соберет»
Дел за на без сад
Пере по сказ ов под
В к чик ник а
- К какой части речи относятся полученные слова? Доказать.
Жюри подводит итоги по 1 туру, команды приступают ко 2 –му туру. (Слайд)
II тур «Математика + Грамматика»
Этот тур потребует от вас внимательности. Рассмотрите таблицу. Каждой цифре соответствует буква. Соотнесите цифры и буквы, напишите слова.
а
б
г
и
л
м
т
у
д
р
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
9083 –
4301 –
2017 –
- Какое слово можно назвать «лишним»?
Подведение итогов после 2 туров.
Пока жюри будет работать, мы отдохнем и послушаем разговор двух мальчиков.
Инсценировка шуточной сценки «Несуразные вещи»
Она: Здравствуй!
Он: Привет!
Она: Чего это ты несёшь?
Он: Несу разные вещи.
Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?
Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
Она: Что не сумел?
Он: Отстань!
Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?
Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
Она: Вон оно что!
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
Она: Тамарка?
Он: Ага.
Она: И ничего? Симпатичная?
Он: Красивая. Зелёная такая.
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли?
Он: У кого волосы?
Она: Да у Тамарки!
Он: У какой Тамарки?
Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..."
Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Он: Да ну тебя!
Она: Да! Стой, стой!
Он: Ну, что ещё?
Она: Привет передавай.
Он: Кому?
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
- Почему с мальчиками произошла такая история?
- Как нужно произносить слова, чтобы услышали?
Итоги:
Следующий тур звучит так:
III тур «Такие старые слова»
Задание 1. По очереди каждой команде будут называться слова, которые редко встречаются в современной речи. Вам нужно выбрать правильное определение из двух предложенных.
Армяк – житель Армении или крестьянская одежда.
Отопки – стоптанные башмаки или несгоревшие дрова.
Светёлка – лампа или небольшая комната.
Чуни – дома чукчей или лапти.
Сирый -волк или сирота.
Вертун – вертлявый человек или ветряная мельница.
Легко ли было разобраться в словах?
Когда испытываете трудности при определении значения слова, советую обращаться к толковому словарю.
Одним из создателей такого словаря является Владимир Иванович Даль. (Слайд).
Он исколесил всю Россию, собрал 200 тысяч слов и разместил их в 4 –х толстых томах.
Толковый словарь является одним из лучших пособий для детей и взрослых.
Владимир Даль большое внимание уделял и русской пословице. Другая книга этого автора «Пословицы русского народа» - уникальный сборник, который содержит более 30 тысяч пословиц и поговорок. Возможно, некоторые мы сейчас упомянем.
Задание 2. «Пословица недаром молвится»
Восстановить пословицы, соединив линиями. Объяснить значение. (Слайд)
Щедра на слова, ….. а на деле никак.
На словах города берет,… да скупа на дела.
Не храбрись словом, … а на деле ни шагу вперед.
На словах и так и сяк, …. покажи делом.
Итоги:
IV тур «Коварные предложения»
Восстановить слова, а затем предложения в тексте.
На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиова стклёа зрмуаоаи.
Врбьоои пргтыаю по снжнмеы држкмооа. Глднооо ми.
Итоги:
VI тур «Гонка за лидером».
1-ой команде:
Какие знаки ставятся в конце предложения?
Как пишутся фамилии и имена людей?
Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
Объяснить выражение « Нестись слома голову»
2-ой команде:
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько падежей в русском языке?
Какие имена существительные относятся к 3 –му склонению?
Объяснить значение: «Надуть губы»
Подведение итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.
Ученица рассказывает стихотворение:
Так же, как ручей журчит, Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Пишем мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец, Небо, солнышко, скворец.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства. Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь.
Всем большое спасибо!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ