Урок по русскому языку для 5 класса на тему "Синтаксис и пунктуация"

Учитель: Кычина Вера Васильевна.

МОУ СОШ №1 г. Нарьян-Мара Архангельской области.

Предмет: русский язык

Учебник: русский язык. 5 класс. Под редакцией: Т.А. Ладыженской




Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Первый урок по теме.


Цели и задачи: повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация"; заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме; развивать ключевые компетенции при обучении языку, формировать умения и навыки самостоятельной работы


Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Посадка. Готовность к уроку.

В начале урока разминка: развиваем внимание и быстроту реакции. Задание на СЛАЙДЕ: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.

Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.

О

Б

Ж

Е

Д

З

Я

В

З

Д

Ы

В

К

О

А

И

Г

Ж

Р

А

Д

М

Ж

М

А

О

Т

И

Ж

К

И

Н

Е

У

В

Ч

Д

А

О

Т

С

О

Я

М

А

Т

Ж

Е

М

Д

Д

А

В

Т

И

О

К

Ж

Е

О



Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.

Вспоминаем падежные окончания существительных.

  1. Кто знает, что такое грамматика? (…)

Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.

СЛАЙД.

Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.

Что изучает морфология?

(______)

Запишите в тетрадь.

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:

  • способы соединения слов в словосочетания и предложения,

  • типы предложений и их строения.

СЛАЙД.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»



- Что такое грамматика?

- Из каких разделов состоит грамматика?

- Для чего нужно изучать грамматику?

6. Самостоятельно прочитайте материал учебника на странице 44, п. 23

7. СЛАЙД. Прочитайте слова, записанные на доске: Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;

-Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение? (изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т.е. установить смысловые и грамматические связи)

Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.

(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.)

У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.

Словосочетания, предложения, текст – это единицы языка. СЛАЙД.

8. Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. СЛАЙД.

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

Пунктуация – punctum = точка (лат.)

9. В школе изучают 10 знаков препинания. СЛАЙД.

. – точка

? – вопросительный знак

! – восклицательный знак

- многоточие

, - запятая

; - точка с запятой

: - двоеточие

- -тире

( ) – скобки двойные (круглые)

« » - кавычки двойные


Учебник с. 46 прочитайте теоретический материал о роли знаков препинания.


10. Используя оглавление учебника, определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.

11. упр. 115 устный разбор, расстановка знаков препинания, выполнение письменно.

12. О важности знаков препинания. Работа с предложениями:

Казнить нельзя помиловать.

Казнить, нельзя помиловать.

Казнить нельзя, помиловать.


12. Подведение итогов урока.

- С какими разделами языка вы сегодня познакомились?

- Какие единицы языка вы знаете?

13. Домашнее задание: п. 23-24 упр. 120 – письменно

Информационные источники:

  1. Шибалова Л.В.Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений»/Л.В. Шибалова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  2. Фролова Т.Я. 20 ступенек грамотности: Русский язык Симферополь: 2008.

  3. Русский язык.5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс»/ авт.-сост. И.В. Карасева.- Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Львов С.И. Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В. 3ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2010.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ