Урок русского языка по теме «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Урок русского языка по теме :
« Корень слова. Однокоренные слова»
Разработка
учителя МБОУ СОШ № 6
ст. Старотитаровской
Степанченко И.В
2011 - 2 012 учебный год
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах; развивать умения сравнивать слова, подбирать однокоренные, развивать речь, словарный запас; воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование : проектор, экран диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс.»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Ю Юм Юр ю юм юл Юрий юг вьюга
- Назовите выделенные орфограммы в словах.
3. Орфографическая пятиминутка.
Игра «Корректор»
- Найди ошибки, исправь и объясни ( самостоятельная работа).
Мы сдаски не сводим глас
И учитил учит нас.
4. Словарная работа.
Ученик, учительница, учение, учёный, учёба, выучить.
- Что общего в этих словах.
- Что вы можете о них сказать ?
5. Формирование новых знаний.
1.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как называется общая часть родственных слов.
– Какое значение есть у этого слова? (Корень дерева, корень зуба, корень волоса.)
– Корень – важная часть чего-либо.
– В русском языке общую часть родственных слов называют корнем и обозначают вот таким значком.
На доску вывешивается карточка.
2 . Грамматическая сказка.
ДВА КОРНЯ
Встретились однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй, – говорит один. – Я – корень, а ты кто?
– А я тоже корень, – отвечает другой.
– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?
– А я живу в словах, – ответил второй.
– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся, – отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
– Подумаешь! – не унимался первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! – не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
– Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно!
3. Игра «Вырасти дерево»
( На доске плакат с нарисованным деревом )
- Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?
- Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.
- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами (сад)
- Работник, занимающийся уходом за садом (садовник)
- Специалист, разводящий сад (садовод)
- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженые растения (посадка)
- Выкопав растение, посадить его в другое место (пересадить)
- Небольшой садик, цветник перед домом (палисадник)
- Цветок растущий в саду (садовый)
- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания (садить)
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место
(рассада)
Вывод : Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.
6. Физкульминутка.
7. Упражнения в выделении корня слова.
1. «Найди корень».
Диск « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс.»
Урок № 6, задание 9, 10, 11.
– Запиши слова, выделите корни у этих слов.
Год, ежегодник, годовой, годовалый.
Боль, больница, больной, заболеть.
Гора, горка, горный, горняк.
2. «Найди лишнее слово» (устно)
Урок № 6, задание 5, 6 7.
Красный, краснота, алый.
Шагать, идти, шаг.
Хохотать, смешить, смешной.
3. «Найди родственников» ( устно)
Урок № 6, задание 3.
- Распредели слова в два столбика ( корни - сыр-, - сух -)
Сырок, сухой, сырник, садовник, сухарь.
4. Выборочный диктант.
Учитель читает предложения, ученики выписывают родственные слова парами.
Из конюшни вышел молодой конь.
Пастух пас коров.
Ребята насыпали корм в кормушку.
Столяр сделал стол.
Выделите общую часть – корень.
8. Итог урока.
– Что такое корень слова? Как его выделить ?
– Что такое однокоренные слова ?
9. Домашнее задание
Подберите однокоренные слова с корнями - бег-, - лес-, - вод -. Выделите корень (задание по рядам)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ