Урок русского языка во 2 классе по теме «Общее понятие о предлоге»












Урок русского языка во 2 классе

По теме

«Общее понятие о предлоге»












Урок подготовила и провела

Жирнова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5,

г.Новый Уренгой, ЯНАО






Тема «Общее понятие о предлоге».

Цели:

а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;

б) учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;

в) развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

г) воспитывать интерес к русскому языку.


Организационный момент.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Какие орфограммы встретились в записи числа и месяца.


Мобилизующий этап.

Формирование учащимися темы и цели урока.

Я продолжу наш урок с этих строк.

Вы на доску посмотрите,

Что заметили – скажите. ( Слайд № 1)

На доске: о , на, по, через, около, над, из, у.

На строке написаны предлоги. Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока предлог. ( Слайд № 2)

Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цели урока, учитывая, что сегодня первый урок по теме. ( Слайд № 3)

Цели:

- расширить знания…;

- учиться…;

- познакомиться с □.

Ответы детей: Я думаю, что сегодня на уроке мы расширим знания о предлоге, как части речи, научимся писать предлоги, познакомимся с новым словарным словом.


Словарно- орфографическая работа.

- Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

- Задание 1. Первая буква задуманного слова - гласная, которая встречается

в слове руки и служит для обозначения твердости впередистоящего согласного звука.

- Задание 2. Вторая буква обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук в слове девочка.

- Задание 3. Третья буква является непроверяемой безударной гласной в слове ребята.

- Задание 4.Четвертая буква представляет собой согласную в последнем слоге слова малина.

- Задание 5. Пятая буква является орфограммой в слове зима.

- Задание 6. Шестая буква задуманного слова, согласная три раза встречающаяся в слове кукушка.

- Какое слово вы составили?

Дети: У нас получилось слово «ученик». ( Слайд № 4)

Учитель показывает картинку с изображением ученика.

- Кого можно назвать учеником.

Ученик - это человек, который учится в школе или в профессиональном училище.

Запишите с подробным комментированием новое слово в тетрадь, разобрав его по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма). Назовите грамматические признаки слова. (Дети: В слове ученик три слога. Третий слог ударный. Безударная непроверяемая гласная е. Подчеркиваем её и запоминаем. Это имя существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода в форме единственного числа.)

Составьте предложение со словом ученик, чтобы в него вошли в любом количестве слова из словарика, которые мы использовали при выполнении шести заданий, связанных с нахождением нового слова.

Дети:

  • Ученик ел варенье из малины.

  • Ученик пригласил девочку в кино.

  • Ученик ухаживал за сорокой.

Изучение нового материала.

На доске слова: ученик тетради пишет ( составить предложение)

На доске написаны два предложения: ( Слайд № 5 )

Ученик пишет в тетради .

Ученик пишет на тетради.

Прочитайте и сравните два предложения. Что в них общего?

Дети: Эти предложения повествовательные. В конце предложений стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова. Первое, второе, четвертое слова в первом предложение такие же, как во втором.

Чем данные предложения отличаются?

Дети: Данные предложения, отличаются словами в и на.

Слова в и на- это предлоги.

- Сделайте вывод для чего нужны предлоги.

Дети: С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.

Предлоги в и на имеют разное смысловое значение.


- Как вы понимаете слова - пишет внутри тетради.( Дети: когда она открыта)

- А что значит на тетради (Дети: на обложке).

- Предлог в обозначает проникновение внутрь.

- Предлог на обозначает на поверхности чего либо.

- Предлогов в русском языке много. ( Слайд № 6 )

- Чаще других употребляются следующие: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без.

Прочитайте вслух предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением. ( Слайд № 7)

Дети: Об, под, над, из, без.

Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения. Правописание предлогов надо запомнить.

Посмотрите, как пишется предлог с другим словами в предложении. (Слайд № 8 )

Предлоги с другими словами в предложении пишутся раздельно

Учебник.

Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. ( Слайд № 9 )

Ученик пишет (в чем) в тетради.

Ученик пишет в красивой тетради.

Ученик пишет в новой тетради.

­­- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?

Чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, надо между ними вставить вопрос или другое слово.

Обобщите, то о чем мы рассуждали, используя данную таблицу:

( Слайд № 10)

Предлог

это


пишется

с другими ?

служит

связи в

вставить вопрос или

между предлогом и и ?


Физкультминутка.

Я буду называть предлоги и имена существительные. Если произнесу имя существительное, плавно поднимите руки вверх. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами.

Огонь, о, костер, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыльцо, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.

Приступаем к выполнению упражнений на закрепление орфограммы.


Закрепление.

Прочитайте. ( Слайд № 11 ) Запомните словосочетания. Ориентируясь на первое слово, запишите по памяти второе слово с предлогом. Подчеркните предлоги. ( Слайд № 12, № 13 )

смотрел на березу (рисунки)

птенцы в гнезде

пчела над цветком

зеленеет на веточках

Как пишется предлог с другими словами. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?

На какие две группы можно разделить написанные имена существительные?

А сейчас мы выполним с вами творческую работу. Перед вами деформированный текст. ( Слайд № 14)

Что такое текст?

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу.

Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.

Дети: Надо списать текст, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки, написать предложения, чтобы получился рассказ.

Ребята, приступайте к работе, будьте внимательны, постарайтесь представить, что вы писатели.

Мальч…к был спасен.

(У) р…ки шумит камы….

(По) тр…пинке р…бята спустились на пля….

Он упал (в) воду и стал т…нуть.

Ваня зах…тел сорвать камы….

Дру… бросился (на) помощь.

Проверим:прочитайте полученный текст.

Прочитайте текст, напишите его. (Текст учащиеся записывают самостоятельно, вставляя пропущенные буквы.)

Проверка. ( Слайд № 15)

По тропинке ребята спустились на пляж.

У реки шумит камыш.

Ваня захотел сорвать камыш.

Он упал в воду и стал тонуть.

Друг бросился на помощь.

Мальчик был спасен.

Определите главную мысль текста?

Надо помогать человеку, оказавшемуся в беде.

Я надеюсь, если с вами рядом окажется человек, нуждающийся в помощи, вы не пройдете мимо.

Работа с учебником.стр.55


Итог урока.

Над какой орфограммой мы работали на уроке?

Расскажите все, что вы узнали о предлоге, используя данную таблицу: (Слайд № 16 )

Предлог

это


пишется

с другими ?

служит

связи в

вставить вопрос или

между предлогом и и ?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, свои ответы подтверждают примерами.



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ