Урок русского языка для 5 класса по теме «Безличные глаголы»
Урок русского языка в 5-6 классе по теме «Безличные глаголы»
Межевов Антон Владимирович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Вознесенская МСОШ
Здравствуйте, сейчас весна, март. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней написаны несколько признаков весны. (Слайд 1)
Весной рано светает.
Потеплело.
-Какая часть речи присутствует во всех предложениях? (Глагол).
-Давайте вспомним определение глагола. (Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или лица и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?)
-А какое же лицо действует в наших предложениях?
-Есть здесь действующее лицо? (Нет).
-Как же можно назвать глаголы без лица? (Безличные).
Тема нашего сегодняшнего урока: «Безличные глаголы». Запишем число, классная работа, тема.(Слайд 2)
Цель: Сегодня мы с вами узнаем, какие глаголы называются безличными, выясним их значение, будем учиться отличать безличные глаголы от личных.
Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. Как вы знаете, острее всех, тоньше чувствует природу, и передают её остальным людям поэты.
1. Прочитаем отрывок из стихотворения Плещеева «Весна».(Слайд 3)
-Есть ли в этом отрывке безличные глаголы? (Повеяло).
-Почему вы так решили? (действие совершается само по себе, без лица, подлежащего нет)
Молодцы, вот мы с вами и вышли на определение. (Слайд 4) Прочитаем его.
2. Давайте посмотрим, в каких формах могут употребляться безличные глаголы? (Слайд 5)
Уже вечереет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Скоро будет смеркаться раньше – буд. вр., 3 л., ед. ч.
На той стороне подмыло берег – прош. вр., ср. р., ед. ч.
Вывод: безличные глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени употребляются только в 3 лице, единственном числе, а в прошедшем времени в форме среднего рода, единственного числа.
3. Обратимся к следующему заданию, посмотрим, чем отличаются безличные глаголы от личных. (Слайд 6)
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Ветер клонит деревья. Его клонило в сон.
Задания:
-сравните предложения (найдите главные члены предложения);
-установите значение (семантику) представленных глаголов;
Мы с вами нашли ещё один признак – поставить подлежащее в предложение с безличным глаголом невозможно.
Попробуйте составить предложения с двумя безличными глаголами. 1-вариант: состояние природы, 2-вариант: состояние человека, живых существ. (Слайд 7)
Итоги. Теперь мы с вами немного поиграем. Немой опрос. (Раздаются карточки: на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные).(Слайд 8)
1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали!7. В ушах зазвенело.
Домашнее задание: придумать стихотворение из четырёх строк на весеннюю тему с безличными глаголами. (Слайд 9)
Рефлексия.
Что же нового вы сегодня узнали?
Какие глаголы называются безличными?
Что обычно обозначают эти глаголы?
Всем спасибо!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ