Урок по Русскому языку в 4 классе «Развитие речи. Описание, повествование и рассуждение. Работа с картиной»

Урок по Русскому языку

в 4 классе

«Развитие речи. Описание, повествование и рассуждение. Работа с картиной»

Цель: учить обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющее: описание, повествование, рассуждение;

проверить умение находить нужные словарные статьи в словаре и «чтение» их, извлекая необходимую информацию;

развивать речь учащихся посредством работы над литературным и живописным произведениями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа с текстом « Плёс» В. Пескова

-Мы продолжаем работу с текстом.

Какие тексты вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

На этом уроке вы в одном тексте найдёте и элементы повествования, и элементы описания, и элементы рассуждения.

Откройте Содержание учебника и попробуйте определить страницу, где начинается эта тема (стр. 34)

- Обратите внимание на то, кто автор этого текста.

Миша говорит, что мы уже читали и обсуждали один текст этого автора. Вы с ним согласны? Докажите.

(Василий Песков «Речка моего детства»)

-Уточните в Толковом словаре что такое «плёс».

Догадываетесь, почему городок получил такое название?

- Прочитаем текст вслух.

- В Толковом словаре найдите толкование незнакомых слов: полотно, откос, полог, слобода.

-Каким увидел волжский городок Плёс художник Исаак Левитан?

Зачитайте нужную цитату из текста. (стр. 35 1абзац «И вдруг за Кинешмой…)

-А как рассказывает о своих впечатлениях о Плёсе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает городок, стоя на одном месте или видит его с разных сторон?

-Зачитайте цитаты, из которых ясно, что сначала автор смотрит на городок и природу, окружающую её, снизу.(стр. 36 «Овраги в плёсе громадные.» до «Но невозможно»)

-А затем – постепенно поднимаясь на гору. (стр.36 «Дорожки выводят тебя на вершину…»)

-Какой вид открывается с горы? (стр. 37 «На лодке можно» до «А у ног его зеркало Волги»)

-Откуда открывается самый впечатляющий вид на город?(Сверху. Цитату стр.37 «Через реку…» до конца абзаца)

-Какое выразительное сравнение использует автор, чтобы дать читателю представление о Плёсе? (стр.37 « Город похож на большой многопалубный пароход….»)

Пуза Закройте глаза и представьте город Плёс. (30 сек.)

-- Какие строчки передают уютную и спокойную атмосферу городка? Что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плёса?

Зачитайте. («Город похож…» до конца)

-Какие впечатления, кроме зрительных, описывает автор?

Приведите цитаты, подтверждающие ответ.

(«Летом тут пахнет нагретыми лопухами, …..тут хочется заблудиться» стр.36

« В огородах возле домов…..вяленой рыбой, дымком» стр. 38)

- Какая часть текста в большей мере содержит повествование?

(стр. 34-35)

- Зачитайте описание.

(стр. 37-38)

- Где же автор рассуждает?

(стр. 36)

3. Работа с картиной. И. Левитан «Тихая обитель»

-Знакомы ли вам картины Исаака Левитана?

- В Музейном Доме есть замечательная картина живописца. Называется она «Тихая обитель»

Эту работу Исаак Левитан написал под впечатлением своего пребывания в Плёсе и его окрестностях.

Обитель- это монастырь, то есть место, где живут и трудятся монахи – люди, посвятившие свою жизнь Богу.

Посмотрите, когда картина была написана. В каком музее России она сейчас находится.

-Как вы думаете, почему Художник назвал картину «ТИХАЯ обитель»?

- Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

- Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

- А что – близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Попутешествуйте по картине, выделите её фрагменты и попробуйте их озаглавить.

4. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с произведением, в котором выделили элементы повествования, описания и рассуждения. Познакомились с картиной художника Левитана и узнали даже о том, что картины, как и литературные произведения пишутся под сильным впечатлением увиденного.

И писатели, и поэты, и художники, и композиторы хотят донести до нас красоту природы и красоту человека, а мы учимся у них эту красоту увидеть.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ