Конспект урока на тему «Разряды имён прилагательных»
Конспект урока на тему
«Разряды имён прилагательных»
Цель урока: обобщить и систематизировать изученное о разрядах имен прилагательных;
отрабатывать навыки обучающихся в определении разряда прилагательных;
формировать навык грамотного письма;
на языковом материале воспитывать любовь к родному языку, к своей малой Родине
Орг.момент.
Актуализация знаний.
1.В русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи. Но сначала вспомним, что мы знаем о прилагательном. (Слайд 2)
2.Имя прилагательное - одна из самых употребляемых частей речи. Имена прилагательные широко используются в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках. Перед вами пословицы и поговорки. (Слайд3) Но в каждой из них пропущены имена прилагательные. Запишите их, вставляя подходящие имена прилагательные. Как вы понимаете смысл данных выражений?
Всё (…) со временем становится явным.
В (…) омуте черти водятся.
(…) пример заразителен.
В (…) доме и стены помогают.
Проверка (Слайд 4)
- Выполните синтаксический разбор 2 и 3 пословицы. Каким членом предложения чаще всего являются прилагательные?
3.Ученые выделяют, как мы уже выяснили на предыдущих уроках, следующие разряды имен прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Дайте определение каждому из этих разрядов. (Слайд 5.)
4. Чтобы правильно определить разряд прилагательного по значению, давайте познакомимся с алгоритмом. (Слайд 6).
5. Распределительный диктант. Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок (К, О, П). (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте алгоритм.) (Слайд 7).
Зимний вечер, малиновое варенье, теплый хлеб, оловянный солдатик, приятный собеседник, стальное колечко, весёлое настроение, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, родительское благословение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.
Физкультминутка (Слайд 8)
6. (Слайд 9). Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите словосочетания прилаг.+сущ., определите разряд прилагательных . В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена прилагательные в последнем предложении?
Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник – прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.
7. Буквенный диктант. (Слайд 10). Проверка (Слайд 11).
8. Распределение по группам (по 3 человека). Выполнить тест (на листочках).
9. Подведение итогов урока. (Слайд 12)
10. Домашнее задание: обратитесь к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и выпишите 5 качественных и 5 относительных прилагательных вместе с существительными. (Слайд 13).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест
1 вариант
А1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?
Заячьи ушки
Западное направление
Светлая ткань
Соломенное чучело
А2. Какое прилагательное не образует степени сравнения?
Молодые люди
Широкое шоссе
Прохладный день
Вечерняя тишина
А3. В каком прилагательном нулевое окончание?
Лисий
Красный
Снежный
Долгий
А4.В каком слове на месте пропуска пишется ь ?
Кошач..я
Веч…ная
Январ…ский
Песоч..ный
2 вариант
А1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?
1. Почтовая ярмарка
2. Вчерашняя газета
3. Собачья будка
4. Горячий кофе
А2. Какое прилагательное не образует степени сравнения?
1. Резкий ветер
2. Пляжный волейбол
3. Глубокий колодец
4. Весёлые картинки
А3. В каком прилагательном нулевое окончание?
Мамин
Живой
Шумный
Утренний
А4.В каком слове на месте пропуска пишется ь ?
Соч…ный
Птич..я
Молоч..ная
Лодоч…ный
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ