Урок русского языка для 5 класс на тему «Правописание корней с чередованием – раст - ращ – рос»

Тема урока: «Правописание корней с чередованием – раст - ращ – рос»

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

- расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов»;

- сформулировать правило правописания о - а в корнях с чередованием -ращ-_//-_раст-//-рос-;

- повторить правописание безударных гласных корня;

- запечатлеть в сознании учащихся графический облик корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;

- тренировать учащихся в опознавании корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;

- учить правильно обозначать орфограмму.

- развивать внимание, память, мыслительные операции;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.


Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1.Проверка домашнего задания.


- Дома вы «собирали примеры» на изученные орфограммы «Чередование гласных в корнях слов» из упр. 54 (по 3 слова), упр.56 (предложения 4-6), упр. 57 (предложения 2-4).


- Зачитайте ваши примеры.


- Оцените свою работу.

2. Повторение пройденного материала.

- На экране высвечиваются слова с чередующимися гласными в корне, ваша задача записать только пропущенную гласную в корне.


Предл…гать соб…ру прик…сновение

Прил…жение выт…реть оп…реться

Соб…рать к…снуться отл…жить

Оп…раться бл…стать изл…жение

К…саться отм…реть заж…гательный

З…рница накл…н заг…рать




Открывают тетради с домашними работами, зачитывают собранные примеры из упражнений.













Выписывают только гласную, работают в парах, сильные учащиеся консультируют слабых.










Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания корней с чередованием.



1.Организация наблюдения.


На доске записаны слова.


Расти Выращенный

Вырасти Взращённый

Взрастить

Растение

Росла

Выросла

Заросли



- Сравните слова.

- Какими вариантами представлен корень?


- Чем различаются эти варианты?


- Какой можно сделать вывод?


2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.


- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске?)


- Какова главная цель урока?


- Какова задача урока?


















Сравнивают слова.

Называют варианты, которыми представлен корень, делают вывод.



Рефлексия, вывод.






Формулируют тему урока ( Правописание корней с чередованием – раст - // - ращ - // - рос -)


Формулируют цель ( знать правило правописания о - а в корнях с чередованием - ращ -_// -_раст - // - рос -)

Научиться опознавать корни – ращ -_// -_раст -//- рос -.


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


1. Обращение к правилу на стр. 38.

- Выпишите слова – исключения.

- Назовите условия выбора букв 0 - А в чередующихся корнях – раст- // - ращ - // - рос-.


2Тренировочные упражнения. Закрепление.

- упр. 59.

- упр. 60.


Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель называет слова с чередующимися О и А в корне. Слово с А – хлопок.

Слова для игры:

Расти, росток, растение, Ростов, подрастать, ростовщик, Ростислав, отрасль.


3. Работа с текстом.

- Определите тему текста, озаглавьте его. Составьте план.


После дождей опять пошли грибы. Самый лучший гриб – это белый, который вырос в бору. Это толстенькие, плотные крепыши.

По лесным дорогам растут маслята. Они хороши, когда ещё молоды, похожи на клубочек.

Под берёзами, осинами – свои грибы. Но подберёзовик вырастает и вдали от берёзки. А уж подосиновик может расти только под корнями осины.

(По Н. Павловой)


- Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, корни обозначьте.


- Назовите сравнения.


Читают правило про себя, выписывают слова – исключения, отвечают на вопрос.




Работают у доски, списывают слова, обозначают корни, объясняют свой выбор.








Играют в игру «Хлопок».









Работают с текстом, читают.

Составляют план.


«Съедобные грибы».


Примерный план.

  1. Белый гриб.

  2. Маслята.

  3. Подберёзовики и подосиновики.







Вырос, растут, вырастает, расти.


Толстенькие, плотные крепыши (о белых грибах).

Похожи на клубочек (о маслятах).






Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Задания 4 (№ 3) рубрики «Проверяем себя» на стр. 41

- От чего зависит выбор гласных О или А в корнях с чередованием?


- Где можно применить новые знания?


- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.


- Домашнее задание. § 6 упр. 61(№ 6), подготовиться к словарному диктанту на стр. 41.

Выбирают «лишнее» слово в каждой группе слов, аргументируют ответ.

Дают ответы на вопросы




Анализируют работу на уроке через самооценку



Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ