Урок русского языка для 5 класс на тему «Правописание корней с чередованием – раст - ращ – рос»
Тема урока: «Правописание корней с чередованием – раст - ращ – рос»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
- расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов»;
- сформулировать правило правописания о - а в корнях с чередованием -ращ-_//-_раст-//-рос-;
- повторить правописание безударных гласных корня;
- запечатлеть в сознании учащихся графический облик корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;
- тренировать учащихся в опознавании корней -ращ-_//-_раст-//-рос-;
- учить правильно обозначать орфограмму.
- развивать внимание, память, мыслительные операции;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Проверка домашнего задания.
- Дома вы «собирали примеры» на изученные орфограммы «Чередование гласных в корнях слов» из упр. 54 (по 3 слова), упр.56 (предложения 4-6), упр. 57 (предложения 2-4).
- Зачитайте ваши примеры.
- Оцените свою работу.
2. Повторение пройденного материала.
- На экране высвечиваются слова с чередующимися гласными в корне, ваша задача записать только пропущенную гласную в корне.
Предл…гать соб…ру прик…сновение
Прил…жение выт…реть оп…реться
Соб…рать к…снуться отл…жить
Оп…раться бл…стать изл…жение
К…саться отм…реть заж…гательный
З…рница накл…н заг…рать
Открывают тетради с домашними работами, зачитывают собранные примеры из упражнений.
Выписывают только гласную, работают в парах, сильные учащиеся консультируют слабых.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания корней с чередованием.
1.Организация наблюдения.
На доске записаны слова.
Расти Выращенный
Вырасти Взращённый
Взрастить
Растение
Росла
Выросла
Заросли
- Сравните слова.
- Какими вариантами представлен корень?
- Чем различаются эти варианты?
- Какой можно сделать вывод?
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Сравнивают слова.
Называют варианты, которыми представлен корень, делают вывод.
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока ( Правописание корней с чередованием – раст - // - ращ - // - рос -)
Формулируют цель ( знать правило правописания о - а в корнях с чередованием - ращ -_// -_раст - // - рос -)
Научиться опознавать корни – ращ -_// -_раст -//- рос -.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Обращение к правилу на стр. 38.
- Выпишите слова – исключения.
- Назовите условия выбора букв 0 - А в чередующихся корнях – раст- // - ращ - // - рос-.
2Тренировочные упражнения. Закрепление.
- упр. 59.
- упр. 60.
Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности.
Игра «Хлопок». Учитель называет слова с чередующимися О и А в корне. Слово с А – хлопок.
Слова для игры:
Расти, росток, растение, Ростов, подрастать, ростовщик, Ростислав, отрасль.
3. Работа с текстом.
- Определите тему текста, озаглавьте его. Составьте план.
После дождей опять пошли грибы. Самый лучший гриб – это белый, который вырос в бору. Это толстенькие, плотные крепыши.
По лесным дорогам растут маслята. Они хороши, когда ещё молоды, похожи на клубочек.
Под берёзами, осинами – свои грибы. Но подберёзовик вырастает и вдали от берёзки. А уж подосиновик может расти только под корнями осины.
(По Н. Павловой)
- Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, корни обозначьте.
- Назовите сравнения.
Читают правило про себя, выписывают слова – исключения, отвечают на вопрос.
Работают у доски, списывают слова, обозначают корни, объясняют свой выбор.
Играют в игру «Хлопок».
Работают с текстом, читают.
Составляют план.
«Съедобные грибы».
Примерный план.
Белый гриб.
Маслята.
Подберёзовики и подосиновики.
Вырос, растут, вырастает, расти.
Толстенькие, плотные крепыши (о белых грибах).
Похожи на клубочек (о маслятах).
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Задания 4 (№ 3) рубрики «Проверяем себя» на стр. 41
- От чего зависит выбор гласных О или А в корнях с чередованием?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Домашнее задание. § 6 упр. 61(№ 6), подготовиться к словарному диктанту на стр. 41.
Выбирают «лишнее» слово в каждой группе слов, аргументируют ответ.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ