Урок русского языка для 5 класса на тему "Правописание приставок"
Тема урока: Правописание приставок.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - повторить сведения о правописании неизменяемых приставок;
- изучить правописание приставок на з-с;
- сформировать умение различать на письме приставки и предлоги;
- формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи;
- воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Повторение пройденного.
- Какая морфема называется приставкой?
- Приведите примеры слов с приставками.
- Выделите приставки в словах:
Обломать, надписать, ввезти, добежать, насмотреться, отлетать, смастерить, надрезать, опечалиться, сбежать, залюбоваться, ссылать.
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Отвечают на вопросы.
Приводят примеры.
Устно выделяют приставки в словах.
Формулируют тему урока (Правописание приставок).
Формулируют цель (изучить правописание приставок).
Научиться правильно писать приставки, отличать приставки от предлогов.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
1. Организация наблюдения.
- Давайте рассмотрим отличие приставок от предлогов:
При дороге росли цветы. – Придорожные цветы запылились.
Над землёй нависали тучи. – Надземные канатные сооружения используются в строительстве.
Бесконечные безлесные равнины тянутся вокруг. – Без конца тянутся равнины без лесов.
- Давайте рассмотрим описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).
Предлог
Приставка
- отдельное слово (служебная часть речи);
- значимая часть слова;
- служит для связи слов в словосочетании и предложении;
- служит для образования новых слов;
- употребляется только со склоняемыми частями речи;
- присоединяется ко всем знаменательным частям речи;
- пишется отдельно от других слов.
- пишется слитно.
- Вспомним основные приёмы отличия приставок и предлогов: постановка вопроса, зависимого слова, определение части речи.
2.Тренировка в разграничении приставок и предлогов.
Тексты из книги Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».
Веснушки.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,-
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
Хороша у Алёны коса.
Хороша у Алёны коса,
И трава на лугу не по косу.
Скоро лугом пройдётся коса:
Приближается время к покосу.
Утро.
Солнце ещё облаков не задело,
А плотник проснулся и взялся за дело.
Трава на лугу ещё росы пила,
Слышится, как зазвенела пила.
3. Работа с учебником, заполнение таблицы.
- Рассмотрите таблицу на стр. 42 – 43 , вспомните, как пишутся приставки. Сгруппируйте приставки и заполните таблицу.
Правописание приставок.
С гласной о
С гласной а
С гласной е
Разные
О-, об-(обо-), от-(ото-),
до-, по-,
под-(подо-), про-.
За-, на-, над- (надо-).
Пере-, вне-, сверх-, не-, меж-, пред-, чрез-
В-, с-, у-, вы-.
4. Обращение к теоретическому
материалу § 7 ( І, ІІ, ІІІ).
- Какая приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
Физкультминутка.
Зачитывают предложения, сравнивают.
Рассматривают описание языковых свойств приставки (морфемы) и предлога (слова).
Зачитывают основные языковые свойства приставки и предлога.
Анализируют таблицу, делают выводы.
Хоровое проговаривание.
Зачитывают стихотворения Я.Козловского «Весёлые приключения не только для развлечения».
Называют признаки, по которым различают приставки и предлоги.
Работают в парах, заполняют таблицу. Заносят таблицу в словарик.
Читают теорию параграфа про себя, отвечают на вопросы.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1.Тренировочные упражнения.
- Запишите как можно больше однокоренных слов с данным корнем, используя разные приставки:
1 вариант- ход,
2 вариант- бег.
- упр. 65. Выпишите слова с приставками, приставки обозначьте.
2. Составление текста.
- Составьте небольшой текст, максимально используя слова, в которых з является частью корня: здесь, здание, здоровье, здравствуйте.
Работают в парах.
Несколько учащихся работает у доски, остальные проверяют и помогают в случаен затруднения.
Составляют текст, зачитывают.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Что на уроке показалось самым сложным?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Домашнее задание. § 7 упр. 66
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ