Конспект урока для 5 класса на тему «Приставки пре - и при»
Тема урока: «Приставки пре - и при»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
- изучить правописание приставок при- и пре-;
- научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;
- создание ситуации для развития внимания, памяти;
- развивать орфографическую зоркость;
- формирование чувства уверенности в своих силах;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
В разнообразии приставок – разнообразие смысла
К. Чуковский.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Повторение пройденного.
- Что такое приставка?
- Почему приставка значимая часть слова?
- Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.
- Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.
- Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?
- На какие группы можно разделить все приставки?
- Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?
- ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:
Неизменяемые приставки
Приставки, заканчивающиеся на З и С
2.Работа с текстом.
Слайд № 5.
Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.
- Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?
- Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?
- Написание приставок зависит от их значения.
3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
приставки вносят различные смысловые значения
Читают эпиграф.
Слайд 3-4.
ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.
Неизменяемые приставки (За-, на-, об-, по- и др.)
Приставки, написание которых определяется правилами.
Отвечают на вопросы.
1 учащийся у доски.
1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.
2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.
ПРИОБРЕТАЕТ.
нет
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)
Формулируют цель.
Изучить правило написания приставок пре- и при-.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
1.Организация наблюдения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.
Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.
- Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?
Проведём небольшое исследование.
А для этого прослушаем лингвистическую сказку.
3.Лингвистическая сказка.
-Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?
- Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?
- Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.
- Слушаем сказку дальше.
- Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?
- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?
- Снова заполняем таблицу.
- А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?
- Слушаем продолжение сказки.
-Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.
- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?
- Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?
- Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.
3. Работа с текстами.
Слайд № 8-10.
1 текст.
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.
- Какие слова с приставкой при вы нашли?
- Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?
2 текст.
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли?
- Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?
3 текст.
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.
- Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?
- Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?
- Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?
4.Чтение стихотворения.
Слайд № 11- 14.
Правило ты повтори.
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт
Пишется ПРИ несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригрело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ.
Около что-то или вблизи
И непременно в приставках пиши.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой
ПРЕ мы напишем при этом.
Дожди непрерывно льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,
Там только пре ставить надо.
- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).
- Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.
Слушают учителя.
Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.
Слайд №6.
ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»
ПРИ-
ПРЕ-
Значение приставки
Примеры
Значение приставки
Примеры
1.
1.
2.
2.
3.
4.
Слайд № 6.
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.
Когда приставку можно заменить словом «очень»
Заполняют таблицу.
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ
когда приставка Пре- = Пере-
Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.
Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»
ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.
Приближение
ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.
Присоединение.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.
Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».
Ребята делают вывод по таблице.
Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1.Тренировочные упражнения.
- упр. 73(устно)
Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности.
2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». ( на стр. 48- 49).
- упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).
3.Работа с текстом.
Слайд № 15.
ТЕКСТ
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.
-На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Слайд № 16.
Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.
-Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.
Слайд № 17.
Лечь ненадолго – прилечь
Очень добрый – предобрый
Сесть на краешек – присесть
Очень скверный – прескверный
Заболеть, но не сильно – приболеть
Очень хорошенький – прехорошенький.
Нарушитель закона – преступник.
Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть
Канава при дороге – придорожная
Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент
- Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?
Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.
Выполняют задание поочерёдно.
ПРЕ
прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды
ПРИ
Приснился
прилетел
приземлился
призадумался
приказал
присел
Правильный вариант
Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.
нет.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- А закончить наш урок я хочу стихотворением.
Слайд № 18.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ