Урок русского языка для 4 класса "Что такое счастье?"
Муниципальное общеобразовательное учреждение–
Средняя общеобразовательная школа №7 им. И.А. Кобеляцкого п. Чульман Нерюнгриского района
Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Что такое счастье?»
(подготовка к написанию сочинения-рассуждения)
составила:
учитель начальных классов Шимоткина Тамара Алексеевна
п. Чульман 2011 год
Цели:
образовательная - расширение кругозора обучающихся;
развивающие:
развитие:
- познавательных способностей обучающихся;
- умение высказывать свои мысли;
- умение работать в группах;
воспитательная – знакомство со словом счастье
формирование нравственных ценностей у младших школьников;
показать особое значение Матери в духовной жизни человека;
Задачи:
учить умению общаться;
пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;
развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова,
расширить тематический словарь, речевое творчество детей;
формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста;
прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;
повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии;
воспитывать уважительное отношение к Матери, к Родине, патриотические чувства, к устному народному творчеству
Оборудование:
презентация Microsoft Power Point к уроку;
компьютер, проектор мультимедиа, экран;
толковый словарь С.И. Ожегова
задания для работы в группах: карточки с индивидуальными заданиями;
Цветок «Цветик - Семицветик»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их улыбками! Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок
«Я рада видеть каждого из вас,
И пусть ещё весна прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг друга любит, чувствует и дышит!»
Урок Развития речи. Тему урока вы узнаете немного позже.
-Работать сегодня будем по группам. В каждой группе есть на партах задания, которые мы будем выполнять. За хорошие ответы я вас буду награждать сердечками, посмотрим, чья же группа будет лучшая. Успехов вам в работе!
-Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о состоянии человека, которое знают все, но никто не может с точностью сказать, что это такое. Может быть, нам это удастся.
2 . Введение в тему
-А для этого закройте глаза и вспомните родных, самых дорогих и любимых людей. (Дети выполняют задание. Звучит музыка )
-Ребята, кого вы вспомнили? (маму, папу, бабушку, дедушку, друзей)
- Какие чувства у вас возникли, когда вы думали о самых родных и близких вам людях?
(Любовь, уважение, тепло, доброта, нежность, счастье иметь папу и маму и друга)
-Каким считает себя человек, когда он имеет близких ему людей? (Счастливым)
- Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? (счастье)
-Да, действительно, на нашем уроке слово счастье - будет ключевым.
-Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, может кто – то из вас уже догадался, что это за вопрос связанный со счастьем? (Что такое счастье?)
- Этот вопрос и будет темой нашего урока. И мы постараемся на него ответить.
Запишите тему нашего урока на ваших листочках – сердцах.
-А как вы думаете, почему такие необычные сегодня у вас «тетради»? Где у нас может находиться счастье? (В сердце) (орфографическая работа со словом счастье )
Дома вы оформите наши размышления в виде сочинения- рассуждения.
-А что значит рассуждать? ( Это значит - излагать, разъяснять какую – то мысль, искать ответ на поставленный вопрос и сделать вывод)
- В течение урока постарайтесь записать слова о счастье, словосочетания, предложения, различные высказывания, они вам помогут в написании сочинения. Эпиграфом нашего урока будут слова А.Т.Твардовского.
«Люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно.
Что на века свой строим дом,
Свой мир, живой и рукотворный»
- Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос: «Что такое счастье?»
Попробуйте, кто может, дать ответ на вопрос: Что такое счастье?, используя только одно слово. (Дети пишут)
-Все ли смогли дать определение слову «СЧАСТЬЕ»? Если кто – то не смог, не огорчайтесь, в конце урока у вас будет возможность ответить.
3. Решение проблемы.
Сбор материала для текста рассуждения:
Смысл слова «счастья»
- Так что такое Счастье? (дети зачитывают каждый по слову, записанному на сердечке)
- Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова.
- Для меня счастье - это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека.
-А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю.
(Поиск и чтение детьми в словарях объяснения слова – СЧА́СТЬЕ).
1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.
(Подбор к слову счастье однокоренных слов, синонимов и антонимов)
Работа с пословицами (в группах)
-Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней
-Где сохранилась мудрость русского народа? (В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях.)
-На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности. (Дети выполняют задание.)
Пословицы:
Любовь и труд счастье дают.
Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети высказывают своё мнение)
Любимая работа приносит радость и счастье.
Не родись красивым, а родись счастливым.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети отвечают.)
- Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова.
( Чтение учеником стихотворения)
Красивым здорово родиться! Счастливым - интересней быть.
Красивый может погордиться, Счастливый может всех любить.
Поважничать и полениться,
На красоту не станут злиться! Он дарит счастье всем вокруг,
И рядом с ним всегда есть друг.
- Это стихотворение есть у вас на столах, найдите и подчеркните те предложения, которые вам помогут в написании сочинения. (Чтение предложений)
- В чём же видел счастье русский народ? ( Счастье в труде, дружбе, любви).
- В чём же ещё видел счастье русский народ? Это нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей.
-Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях.
- Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения. (Чтение по группам изречений, ключевых слов.)
1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище.
(Р. Стивенсон)
2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
(В. Гюго)
3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор)
- Какой вывод из этих изречений мы сделаем? (Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья)
Физминутка
У оленя дом большой, он глядит в своё окно,
Зайчик по полю бежит, в дверь к нему стучится.
Тук, тук, дверь открой, там, в лесу охотник злой.
Поскорее открывай, лапу подавай!
- Как вы думаете, это счастье иметь свой дом и друга, который вовремя приходит на помощь?
4. Беседа с обучающимися
- Ребята, я на урок принесла волшебный цветок, кто знает, как он называется? (Это цветик-семицветик.)
- А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (Валентин Катаев « Цветик-Семицветик»).
- В чём его волшебство? (Он исполнял желание девочки)
-Как звали главную героиню сказки? ( Женя).
- Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?
-Какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.)
- Почему это желание оказалось полезным? (Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить.)
Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)
Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны? (Дети высказывают своё мнение.)
- А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? (Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.)
- Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым? (Дети высказывают своё мнение.) (Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела)
Обратимся к стихотворению поэтессы Агнии Барто, может оно нам подскажет: Что такое счастье? Послушайте его.
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
- Что является счастьем для девочки? ( Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама)
Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом.Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.
-А какие ласковые обращения к маме вы знаете? (Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя, прекрасная)
- Даже когда вы станете взрослыми, вы всегда будете вспоминать мамины глаза, руки, голос.
-С чем бы вы сравнили мамин голос? Подберите красочные сравнения. (Словно ручеёк журчит, как птичье пение, сладкое и приятное, как шепот листвы, греет как солнечный лучик нежный и ласковый)
- Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.
- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»
- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов? (Льётся счастье, свет, нежность, любовь)
-Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.
- Ни это ли счастье, когда мама не только ласкает, но и защищает, оберегает своё дитя в минуты опасности?
-Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
- Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)
«Нашу Родину называют матушкой. Потому что она нас вскормила своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас русскому языку, как мать защитит и сбережёт нас от всяких врагов»
-Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина? (Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым.)
- Хлебороб с благодарностью и любовью произносит: «Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»
-Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?
(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)
-«Родина – Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.
- Какие слова вы бы подобрали к образу Матери? (мужественная, смелая, защитница, храбрая, решительная)
- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»
- -Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?
(Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире)
- Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?
- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Притча - это краткий иносказательный поучительный рассказ. Послушайте его.
Счастье
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Теперь ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?
- Кто же должен сделать человека счастливым? (Человек должен это сделать сам. Человек - творец своего счастья.)
5. Творческая работа
-Ну, а сейчас, ребята, каждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.
Можете начать со слов: Счастье это – …
(Дети выполняют задание.)
-Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?
( Солнышко в моей душе. Радость, когда меня все любят. Когда у меня есть верный друг, жизнь. Когда мама улыбается. Когда меня не обижают. Радость в доме. Когда у меня есть друзья, семья. Когда есть у человека Родина и т. д.)
6. Домашнее задание:
(по выбору) Текст – рассуждение
«Что такое счастье?» или, «Как стать счастливым?»
Мы сегодня высказывали свои мысли о счастье словами, может кто –то из вас ребята, захочет выразить свои чувства красками, нарисуйте рисунок «СЧАСТЬЕ», как вы его представляете.
7. Игра «Конверт дружеских вопросов"
(Суть игры: свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В конверт вложены карточки с вопросами по теме. Каждый обучающийся берет из конверта карточку и отвечает на указанный в ней вопрос или выполняет задание.)
Вопросы и задания:
Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.
Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.
Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".
Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.
Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости?
Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?
Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?
8. Итог урока
- Дорогие ребята! Сегодня мы говорили о том, как стать счастливым.
- У кого же находится ключ к счастью? (У самого человека. Человек сам строит своё счастье и выбирает к нему путь)
-Да действительно, ключ к счастью в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились счастливыми
-А нашим гостям, в благодарность за то, что они пришли к нам на урок, подарите сердечки. Пусть это будут ваши маленькие кусочки счастья, которыми вы с ними делитесь.
( Дети дарят сердечки. В это время фоном играет музыкальная композиция ).
- Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе.
Спасибо вам за урок!
Рефлексия
-Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку.
-Посмотрите, красивое сердце сделала я для вас из цветочков? Да, оно красивое, но чего не хватает в красоте? (Счастья, любви).
- Давайте заполним его счастьем и любовью с помощью ваших сердечек, лежащих на парте.
- Если вам было комфорто на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой, вставьте в него красное сердечко, если у вас есть какая-то неудовлетворенность – розовое, и если вы с нетерпением ждали, когда же закончится урок, и вы ничего не поняли – оранжевое.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ