Урок русского языка для 4 класса на тему «Глагол как часть речи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка
4 класс
Тема:
«Глагол как часть речи»
Метапредметная тема:
«Прошлое и настоящее»
Автор: Баянкина Ирина Викторовна
учитель начальных классов
г.Рубцовск
Тема: Глагол как часть речи
Метапредметная тема: прошлое и настоящее
Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
воспитывать духовно-нравственные качества
Тип урока: актуализация знаний
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, практические.
Оборудование:
для учителя – слайдовая презентация, словарь В.Даля
для учащихся – индивидуальные карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.
Ход урока:
Этап учебной деятельности
Действия и задания учителя
Возможные действия учащихся
Организационный момент
Настрой на работу на уроке
Настрой на работу на уроке
Мотивационный настрой(Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)
Афоризм урока:
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…
(А. Толстой)
- Прочитайте афоризм.
- Выскажите своё мнение по поводу прочитанного.
- Назовите выделенные орфограммы.
- Спишите афоризм.
Активизация познавательных процессов в ходе повторения орфограмм
Подготовительная работа к определению темы урока(проблемная ситуация)
- Назовите, какое слово не имеет пары и почему?
русский народ создал
певучий радуга
(не имеет пары слово «создал», т.к. является глаголом)
Тема урока
Определите тему урока.
Запишите тему урока в тетради «Глагол»
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке:
я вспомню…
я буду учиться…
я смогу…
Определение темы и содержания урока.
Планирование решения учебной/учебно-практической задачи(составление плана для достижения учебных задач)
- Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся)
- По какому плану мы изучаем части речи?
1.Что я знаю об этой части речи?
2.Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Какие признаки имеет?
5. Чем является в предложении?
6. На какие из поставленных вопросов можете ответить?
Работа по определённому алгоритму:
1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.
- Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.
2.Что обозначает? (обозначает действие предмета)
3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет)
4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)
5. Чем является в предложении?(сказуемым)
Фронтальный опрос. Вопросы по теме, фиксация затруднений.
Повторение алгоритма учебной деятельности(работа со справочниками)
.
Решение учебной/учебно-практической задачи
- Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы?
Исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении.
Метапредметная тема
Работа с карточкой.
- Вспомните, какое событие отмечалось 20 октября?
20 октября – День рождения русского флота (315 лет)
- Что вы помните о происхождении русского флота?
В 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Недаром Петр говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию, “одну руку имеет”.Этот день и принято считать днем рождения Российского военно-морского флота.
Беседа по картине Валентина Серова «Петр 1»
- Прочитайте текст на предложенных вам карточках.
- Самостоятельно найдите глаголы в тексте.
Россия всегда была великой морской державой. По всем морям и океанам плавают наши торговые суда и военные корабли. Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны.
Российский флот сегодня - это смелые и храбрые войны. Они умело стреляют, плавают, прыгают с парашютом. Пока российский флот защищает страну, охраняет наши границы, мы спим спокойно.
Спишите текст, подчеркните глаголы и изученные орфограммы.
- Проводится взаимопроверка в парах с опорой на слайд – проверку
Самостоятельное выполнение задания со взаимопроверкой. Соревновательный момент.
Итоговый контроль и оценка
Продолжи предложения:
Сегодня на уроке:
я учился…
я вспомнил…
я смог…
было трудно…
дома надо поработать над…
Определяют уровень своего продвижения в достижении цели
Рефлексивный анализ деятельности
Вопросы:
-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели?
- Какие качества мешали?
- Чем ты помог другим?
Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.
Интернет ресурсы:
Изображение Петра 1
В.Серов. Перт 1
http://www.proza.ru/2010/08/19/632
Картинки с изображением морских судов:
Старинный корабль: http://topwar.ru/10521-morskim-sudam-byt.html
Противолодочный корабль «Одарённый» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Odarennyy1983.jpg
Самоанализ урока Русского языка в 4 классе
по теме «Глагол как часть речи»
В учебно-тематическом плане урок – активизация имеющихся знаний учащихся(1 урок, по теме 52 часа)
Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
воспитывать духовно-нравственные качества
Тип урока: актуализация знаний
Методы работы: частично – поисковые, словесные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.
В классе только мальчики 9 -10 лет. С учетом гендерных особенностей развития на уроке присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной информации. Учитывается постоянное обновление предлагаемых для учебных задач.
Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проходит после практической работы, через опыт. Важно дозировать эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала должно быть после его логического осмысления, как это и происходит с предложенным последним заданием.
Структура целей урока (см. таблицу)
Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
1.Организационный момент, эмоциональный настрой.
2. Подготовительная работа, которая включает в себя работу с орфограммами.
3. Постановка темы и целей урока.
4. Закрепление знаний. Дифференцированная работа в парах, группах, индивидуальная работа.
5. Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
Баянкина Ирина Викторовна
Ц е л ь: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи
Образовательные:
Усвоения предметных знаний
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
Формирования межпредметных умений (ОУУН)
Развития умений
выделять общие признаки
проводить обобщение.
делать умозаключения.
самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
Развития речи
Развития умений
грамотно формулировать мысль
выражать мысли правильно построенными предложениями
обогащать словарный запас новыми терминами
Развития внимания
Через концентрацию.
Через переключаемость.
Через мобильность.
Развития познавательного интереса
Развитие интереса к русскому языку через беседу и подачу интересной информации
Воспитательные:
Развитие личностных качеств
Целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их.
Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Формирования активной жизненной позиции
Формирование собственной точки зрения и умения её обосновывать.
Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ