Урок русского языка и развитие речи "Письмо другу"
Муниципальное автономное среднее общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №9
Методическая разработка урока письма.
Тема: « Письмо другу.
Однажды со мной случилось…»
Учитель
начальных классов:
Рябухина Н.П.
Армавир
Цель: формировать умение письменно излагать устную речь.
Задачи:
-- умение действовать по алгоритму;
-- умение переносить усвоенное на новый материал;
-- избирательное отношение к окружающим людям.
1.Актуализация знаний.
— Ребята, сегодня, когда я шла к вам на урок, то встретила Малыша. Он сидел и плакал. Оказывается, его друг, Карлсон, улетел в далёкую-далёкую страну. А Малыш очень хочет рассказать своему другу о том, что однажды с ним случилось. Но как это ему сделать, он не знает. Давайте поможем Малышу.
Слайд 1.
— Что вы можете предложить? (Ответы детей.)
- Верно, Малыш должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как пишут письма.
- А вот и его няня, она принесла Малышу лист бумаги.
Слайд 2.
— Если Малыш напишет о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? (Нет.)
— А что еще нужно? (Конверт.)
- Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.
Далее дети рассматриваю конверты, находят слова «Кому», «От кого».
2.Постановка учебной задачи.
Слайд 3.
— Какие незнакомые слова вам встретились? (Отправитель. Адресат.)
— Кто такой «отправитель»? (Это Малыш. Он отправляет письмо.)
— Кто такой «адресат»? (Это его друг Карлсон. На его адрес приходит письмо.)
- Поиграем в почту.
- Представьте, что вы посылаете из другого города письмо в свою школу, своему однокласснику или своему другу. Возьмите конверты, которые лежат у вас на партах и подпишите их.
Правила игры.
Выбирается один почтальон – он же ведущий.
У каждого ученика на парте 2 конверта (второй запасной). Ведущий объясняет, что каждый должен написать свой домашний адрес и обратный адрес – адрес школы.
Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее подпишет конверт.
Почтальон собирает конверты. Специальное жюри – из представителей каждого ряда – определяет победителя. Он получает награду почтовые марки.
- Пока жюри определяет победителей, послушайте стихотворение С. Эралиева « Много у меня друзей».
Слайд 4 - 6.
Много у меня друзей
Вёрный друг — всего ценней.
Много у меня друзей:
В Кабарде,
На Украине,
В Будапеште и в Берлине.
Есть в Тбилиси,
Есть в Париже,
Тот — подальше,
Тот—поближе.
И летит ко мне,
Как стая
Быстрокрылых голубей,
Из Литвы и из Вьетнама
Письма —
Весточки друзей.
Письма, марки непохожи,
Словно люди с разной кожей,
Но желание одно
Породнило их давно:
Чтобы в мире
Мирно жили,
Чтобы с детства все дружили,
Чтобы братьями росли,
Дети матери Земли!
- Что помогает ребятам из разных городов, из разных стран общаться?
- Правильно, письма.
- А сейчас, если вы сможете отгадать загадки, то узнаете, как же путешествуют письма из города в город, из страны в страну.
Слайд 7.
1. К дому-невеличке
Подлетают птички.
Весточки, приветы
Понесут по свету.
(Почтовый ящик, письма)
2. Без крыльев, а летят,
Без языка, а говорят.
( Письма)
- Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находиться в левом нижнем углу конверта. В индексе – 6 цифр. Эти цифры пишутся в определённых прямоугольниках и только строго по образцу.
- А на каком транспорте письма путешествуют?
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
( Велосипед)
4. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
( Автомобиль)
5. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
( Поезд)
6. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский …
( Вертолёт)
7. Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
( Самолёт)
8. По воде идёт,
Крыльями упирается,
Водой умывается.
(Корабль)
- Итак, если письмо отправляется в путешествие в далёкие страны, то их везут самолёты, поезда, корабли. А если расстояние небольшое, то используют машины, вертолёты. Вспомните, как возил почту почтальон Печкин из Простоквашино?
- И вот письмо прибыло.
9. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне…
(Почтальон)
10. Дома из жести,
А жильцы в них – вести.
(Почтовые ящики)
- Ну вот, наш Малыш теперь понял, как его письмо сможет найти его друга Карлсона.
Слайд 8-9.
3. Анализ решения учебной задачи.
Слайд 10.
-Прочитайте два письма.
-Определите, кто является отправителем (автором письма), а кто получателем (адресатом).
Здравствуй, Люся!
Как ты поживаешь?
Я живу хорошо. У нас в лагере
очень весело! Рядом течёт речка. В ней вода голубая-голубая! Однажды мы пошли купаться, и
я нашла для тебя очень красивую ракушку. Она кругленькая и
с полосками. Наверное, она
тебе пригодится для коллекции.
Напиши мне, пожалуйста!
Твоя Катя.
Здравствуй, Катя!
Спасибо за письмо.
У меня все в порядке. Вчера мама купила замечательные тапочки с белым кантиком. Еще у меня есть новый большой мяч, прямо закачаешься! Скорей приезжай! Мы с тобой поиграем. Ракушку ты смотри не потеряй!
С приветом Люся.
-Кому адресовано первое письмо ? -Как подписано это письмо?
-Почему письмо — это текст? ( Все предложения объединены одной темой и связаны друг с другом).
Слайд 11. - Как ты обратишься в письме к каждому из тех людей, которые изображены на рисунках?
- К взрослым или малознакомым людям часто обращаются со словами: «Уважаемый, уважаемые, дорогая».
- К людям близким – родителям, друзьям: «Родная, любимый, дорогие, милые».
- В зависимости от того, кому и для чего написано письмо, оно завершается словами прощания и выражением отношения: « До свидания…»; « До скорой встречи…»; « С уважением…»; « С дружеским приветом…».
4. Моделирование и преобразование модели.
Слайд 12.
-Сегодня вы будете писать письмо своему другу.
- Какое из обращений вы выберите?
- Почему? (Дорогой, дорогая, родной, родная, уважаемый, уважаемая, уважаемые, милая, любимая, здравствуй, здравствуйте, добрый день, привет.)
- Это будет первая часть вашего письма.
- Вторую часть письма начнёте словами: « Однажды со мной случилось…» В этой части постарайтесь подробно рассказать о том, как вы живёте, что вас волнует, о чём вы сейчас думаете, о чём мечтаете.
-Как вы завершите своё письмо? Выберите подходящие слова прощания к своему письму. (До свидания, до скорой встречи, жму руку, пока, целую, с уважением, с дружеским приветом).
5. Итоговая рефлексия.
Слайд 13.
-Вам понравился сегодняшний урок?
- Может ли то новое, что вы сегодня узнали, пригодиться вам в дальнейшем?
- Выберите одну из почтовых марок, которые лежат в ваших конвертах и, по - очереди, прикрепите к нашему большому конверту, который находится на доске. Обратите внимание, что марки разноцветные. Каждый цвет соответствует определённому настроению. Подумайте, какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ