Урок русского языка на тему "Изложение с элементами сочинения"







Орёл Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

ГБС(К)ОУШИ I,II ВИДА г. Тихорецка, Краснодарского края

ТЕМА УРОКА: Изложение с элементами сочинения 
                                                                                          
 «В скором поезде». 
ЦЕЛИ: уметь работать с текстом, с толковым словарём; 
производить лексический разбор слов; подбирать к словам текста синонимы;
 
уметь делать выводы из прочитанного текста и самостоятельно излагать на бумаге;
 
уметь рассказывать текст, опираясь на опорные слова;
 
закреплять умение подробного изложения текста;
 
работать над обогащением словарного запаса и правильным произношением слов.
 

ОБОРУДОВАНИЕ: толковые словари, раздаточный материал (тексты). 
                                                           

                                              Ход урока. 


I.Организационный момент. 
Фонетическая зарядка.
 
а) прочитать, хорошо произносить в слогах и словах звуки З
 - С: 
са- за                                        сушка- заяц 
                                                  золото - коса 
со-
 зу                                        капуста - коза 
си-
 зо 
су-
 зи 
б) Прочитай
 , следя за дыханием. 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
II. Сообщение темы и цели урока. 
- Сегодня на уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения, которое называется 
- Что значит с элементами сочинения? 
(лексический разбор сл/соч. «в скором поезде»,). 
Работа над текстом.

1) текст читает учитель. 
- Что вы поняли из прочитанного? 
- О ком и о чём говорится в тексте 
2) чтение текста учащимися по абзацам и лексический разбор слов. Подбор синонимов 
Словарь: 
Инженер — профессия 
Нуждался- нужна помощь 
Обратился- сказал 
Пассажир- человек, который едет в поезде, в автобусе 
Оказалось- было 
Профессор 
Становилось всё хуже и хуже- было очень плохо 
Подготовили- достали ( нашли) 
Телефонограмма – телеграмма по телефону
доставить- привезти 
Жизнь спасена- жизнь вне опасности 
3)Работа по вопросам. 
- Что случилось с пожилым инженером? 
- В чём он нуждался? 
- Кто пришёл помочь? 
- Как помогали люди инженеру? 
- Что ему нужно было? 
- С какой просьбой обратились по телефону на станцию? 
-Как врач доставала лекарство? 
- кто отвёз врача на станцию? 
- Жизнь больного была спасена? 
-Кому, что не понятно? 
4)Составление плана. 
- для того, чтобы ваше изложение было полным, вы ничего не пропустили, 
необходимо составить план. 
- Как вы думаете, где будет 1 часть? 
Внимательно прочитайте её. 
- Что самое главное в этой части? 
- придумайте название этой части. (т. о. работаем над каждой частью )

План. 
1. Пожилому инженеру стало плохо.
 
2. Просьба о помощи.
 
З. Всем хотелось прийти на помощь.
 
4. дежурный врач приняла телефонограмму.
 
5. Жизнь больного спасена. 
6. Что стало бы с больным, если бы ему не оказали помощь?
 

-Ребята, вы помните, что пишете изложение с элементами сочинения, и на б пункт плана должны написать свои мысли по теме. 
Начинать писать нужно со слов: 
- Я думаю, что ….
или 
- Мне кажется, что…. 
5)Пересказ текста  по частям с вариантами и в целом. 
IIIСамостоятельное написание изложения. 
IV. Итог урока.

                                                В СКОРОМ ПОЕЗДЕ .


Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград, у него было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон и оказать больному медицинскую помощь» 
Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская сестра.
 Хотя была полночь, все они немедленно явились к больному. 
Первой пришла пассажирка из соседнего вагона — молодой врач. Она только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу. Вслед за ней явился седой профессор — знаменитый хирург.
 
Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и хуже. Ему нужно было редкое лекарство.
Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку.
 
Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее нужного лекарства не оказалось
. до прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8 километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а прямо через поля и овраги. 
Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут. Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за полчаса?
 
Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл и попросил его отвезти врача на станцию.
 
Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.

 

 

 













Используемая литература:

Толковый словарь, сборник экзаменационных изложений 9 класс.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ