Урок русского языка на тему "Склонение имён существительных"

Тема: Склонение имён существительных

Цели урока: - учить определять склонение имён существительных, стоящих в косвенном падеже; работа с грамматической категорией имени существительного – склонение.

- учить решать проблемные задачи; развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

Задачи урока:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения -  учебник, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

- Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка?

- Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

  1. Каллиграфическая минутка.

На доске: см..шной, верн..сть, п..дружки, з..вёт.

- Прочитайте записанные слова. Сейчас вы сами сможете определить буквы, которые сегодня будем писать на чистописании.

1- ая буква находится: в приставке существительного множественного числа,

в корне глагола,

в суффиксе существительного единственного числа,

в окончании имени прилагательного.

- Какая это буква? Как рассуждали?

2- ая буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части.

- Какая это буква? Обоснуйте свой выбор.

- Посмотрите на данное соединение букв: ор. Напишите его до конца строки, вставляя вместо точки справа, гласные русского языка в алфавитном порядке.

- Запишите 4 данных на доске слова, поставьте ударение, обозначьте безударные гласные, графически покажите, в какой части слова она находится.

3. Актуализация опорных знаний.

Вопросы и задания:

- Как вы определяете склонение имён существительных?

Работа в парах.

Распределите слова в столбики по склонениям. ( 1 склонение – 1 ряд, 2 склонение – 2 ряд,3 склонение – 3 ряд)

Верблюд, медведица, подруга, мешок, шапка, лягушка, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, фасоль, морковь, картофель, тополь, лекарство, поле, Москва, деревня, аптека, ветер, сирень, холод, облако, тетрадь, болото, яблоня, счастье, дядя, дедушка.

- Попробуйте определить склонение подчёркнутых имён существительных:

прогноз погоды (Р.п.)

увидел медведя (Р.п.)

-Что же такое склонение?

-Прочитайте правило в учебнике. С. 41.

1) Комментированное выполнение работы в упражнении 1 с. 41 (учебник)

2) Выполните упражнение 2 по образцу, данному в учебнике. Разберите слова: коза, площадь, лес.

4. Закрепление изученного.

Работа по карточкам.

Задание

Определи тип склонения по его признакам.

М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл



Задание

Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.

       И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)  кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопати



4. Рефлексия урока.

- Подходит к концу сегодняшний урок.

- Вспомните ту цель ,которую вы поставили вначале урока?

-Достигли ее?

- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?

(ответы детей).

Всем ли легко сразу определять склонение имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство со склонением.

- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).

5. Д/з: стр.43, упр. 4, правило с. 41

сочинить сказку о склонениях.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ