Урок русского языка на тему "Звуки и буквы Ш-Ж"

Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск

Должность: учитель-логопед



КОНСПЕКТ

логопедического занятия с учащимися 1классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи

(НВОНР и ФФНР).


Тема: Звуки и буквы Ш


Цель: -Совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Шс помощью различных анализаторов и звуко-буквенного,

слогового анализа;

-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять

изученные орфограммы;

-практическое словообразование префиксальным способом;

-обучение логическому построению текста;

-воспитывать умение совместно работать в группе.


Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, предметные

картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,

«Ателье», «Уха»;

-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки

«Найди ошибки» и цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,

фишки.


Ход занятия:


1. Организационный момент.


У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.

-Определите букву не глядя, только на ощупь.

После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.

-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же дежурные. Продолжаем работать с ними.




II. Основная часть.


1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. ходство: согласные, парные, твердые)

(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] вонкий).

2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке»

-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. (Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).

3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в этих словах.

Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.

-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.

(1 слово – о; 2 слово – а, а; 3 слово – у, и; 4 слово – о,н).

4. Игровой момент «Поймай звук».

Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.

5. Игровой момент «Цепочка слов».

На табличке предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.

- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).

6. Развитие зрительного гнозиса.

На таблице буквы Ш и Ж в различных положениях, а также сходные по начертанию Х, Щ, И.

-Сосчитайте сколько букв Ша и Же на таблице. (Ш-6, Ж-5).

7. Лото букв Ш-Ж.

Логопед произносит слова, а учащиеся заполняют перфокарты, вписывая только буквы Ш или Ж в пустую клеточку: вешалка, желток, можешь, шашки, пожарная машина, лежишь, ландыш.


Физминутка и пальцевая гимнастика.


Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:

Это правая рука, это левая рука;

справа- шумная дубрава,

слева- быстрая река.

Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:

Слева- шумная дубрава,

Справа- быстрая река,

Неужели стала правой

Моя левая рука.

Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».

8. Игровой момент «Найди ошибки Незнайки».

Учащиеся находят ошибки в словах и словосочетаниях на карточках, повторив орфограмму: «ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». Фломастером правильно записывают слова в карточку, вставленную в файл.

«Резиновые галошы, жыдкий суп, сильный ушыб, наточил ножы» 4 ошибки. С каждым словосочетанием придумывают предложение.

9. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».

-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)

-Что нужно сделать мышонку?

(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).

10. Работа с деформированным текстом «Уха».

Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.

Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил маму. Хороша уха!»

-Назовите слова с «дежурными» буквами.


III. Итог занятия.


-Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).

Игровой момент «Пароль на выход»

- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).

-Вы все хорошо работали на занятии.







Источники материалов.

- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.

- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.

- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.

- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.

- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.

- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ