Урок русского языка на тему "Звуки и буквы Ш-Ж"
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1, г. Новочеркасск
Должность: учитель-логопед
КОНСПЕКТ
логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезко выраженное общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
(НВОНР и ФФНР).
Тема: Звуки и буквы Ш-Ж
Цель: -Совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Ш-Ж с помощью различных анализаторов и звуко-буквенного,
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучение логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, предметные
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
«Найди ошибки» и цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.
-Определите букву не глядя, только на ощупь.
После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.
-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же — дежурные. Продолжаем работать с ними.
II. Основная часть.
1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. (Сходство: согласные, парные, твердые)
(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] -звонкий).
2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке»
-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. (Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).
3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в этих словах.
Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.
-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.
(1 слово – о; 2 слово – а, а; 3 слово – у, и; 4 слово – о,н).
4. Игровой момент «Поймай звук».
Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.
5. Игровой момент «Цепочка слов».
На табличке предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.
- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).
6. Развитие зрительного гнозиса.
На таблице буквы Ш и Ж в различных положениях, а также сходные по начертанию Х, Щ, И.
-Сосчитайте сколько букв Ша и Же на таблице. (Ш-6, Ж-5).
7. Лото букв Ш-Ж.
Логопед произносит слова, а учащиеся заполняют перфокарты, вписывая только буквы Ш или Ж в пустую клеточку: вешалка, желток, можешь, шашки, пожарная машина, лежишь, ландыш.
Физминутка и пальцевая гимнастика.
Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:
Это правая рука, это левая рука;
справа- шумная дубрава,
слева- быстрая река.
Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река,
Неужели стала правой
Моя левая рука.
Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».
8. Игровой момент «Найди ошибки Незнайки».
Учащиеся находят ошибки в словах и словосочетаниях на карточках, повторив орфограмму: «ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». Фломастером правильно записывают слова в карточку, вставленную в файл.
«Резиновые галошы, жыдкий суп, сильный ушыб, наточил ножы» — 4 ошибки. С каждым словосочетанием придумывают предложение.
9. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».
-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)
-Что нужно сделать мышонку?
(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).
10. Работа с деформированным текстом «Уха».
Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.
Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил маму. Хороша уха!»
-Назовите слова с «дежурными» буквами.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).
Игровой момент «Пароль на выход»
- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).
-Вы все хорошо работали на занятии.
Источники материалов.
- “Обучаем читать и писать без ошибок”, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 2007 г.
- “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи” Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 г.
- “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Л.Н. Ефименкова, 2001 г.
- “Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников” Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко, 2003г.
- “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” И.Н. Сдовникова, 1997г.
- “Тетради для логопедических занятий” Л.М. Козырева, 2001г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ