Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 Класс
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Обобщение знаний о глаголе.
ЦЕЛИ
1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.
2) Продолжить работу над развитием речи учащихся, Способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка, воспитанию культуры общения.
Ход урока.
1.Психологический настрой на урок.
-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.
2.Постановка проблемы.
-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.
-Вы поняли, что я имела в виду?
-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарите улыбку.
-Какие я добавила слова?
-Какой частью речи они являются?
-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.
Чтение учителем стихотворения о глаголе.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ……..( глагол).
-Открыли тетради, записали число, классная работа. . Тема: Обобщение знаний о глаголе.
III. Актуализация знаний.
Итак, что такое глагол?
(Ответ ученика)
- Расскажите, все, что знаете о глаголе.
(Ответы детей ПОДКРЕПЛЯЮТСЯ СЛАЙДАМИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.)
А теперь, мы проверим ваши знания на практике. ( устно)
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Определите лицо и число глагола расцветают.
- Определите форму глагола открывать.
- Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?
- Определите спряжение глагола плачет, вертит?
- Определите лицо глагола согреваешь.
-Определите число и род глагола перекрыла.
-Определите время глагола выскочит.
- Определите вид глагола расплакался.
1) Внимательно прочитайте слова:
Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.
- Что их объединяет?
- Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно.
- Какие группы получились?
- Есть другие мнения?
Голосить
– это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.
(Ответы детей после обсуждения)
- А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей)
2) Разберите по составу глагол ЗАГОЛОСИЛА
3) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак).
выполните морфологический разбор глаголов УЛЫБАТ…СЯ И УЛЫБАЕТ…СЯ
4) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов.
Зябн.т осинка
Дрож.т на ветру
Стын.т на солнышке
Мерзн.т в жару.
Из скольких предложений состоит это стихотворение?
- Объясните расстановку знаков препинания.
- Дайте полную характеристику предложения.
5) Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
-Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Тает – 3л., ед. ч. Засвищут – 3л., мн. ч.
Бегут – 3л., мн. ч. Оденется – 3л., ед. ч.
Физ. Минутка.
6) -Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет..т ярко. Та..т последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прореза..т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон..т, тороп..т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва. Все в природе дыш..т, начина..т расти.
Дети записывают текст. Проверка написанного-обмен тетрадями. 1 уч .объясняет правописание безударного окончания и определяет спряжение.
7) Собери пословицы.
Кто (не) работает, торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
Легко забыть то, и в воде (не) тонет.
- Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.
- Как написали частицу не?
- Всегда ли не пишется раздельно?
- Назовите глаголы, которые без не не употребляются.
8) -Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.
-Что такое фразеологизмы?
-Попробуйте объяснить значение фразеологизмов-одним глаголом.
1) Водить за нос – обманывать.
2) Развешивать уши – слушать .
3) Точить зубы – сердиться.
4) Клевать носом – дремать.
5) Делать из мухи слона – преувеличивать.
6) Прикусить язык – замолчать.
7) Чесать языки – болтать.
С одним из фразеологизмов составить и записать предложение.
Итог урока.
-Давайте подведем итог урока.
Я научился ….
Я узнал ….
Я повторил ….
Я для себя открыл …
Я вспомнил …
Мне еще нужно поработать ……
Домашнее задание.
- Выберите себе задание соответственно по уровню сложности.
а) Записать 4 предложения со словами - убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица.
б) Записать 4-5 разноспрягаемых глаголов
в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.
20) - Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы.
“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ