Урок русского языка "О/Е после шипящих в суффиксах имён существительных и прилагательных"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
городского округа город Шарья Костромской области
Конспект урока русского языка
в 4 «В» классе
Тема: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных
УМК «Перспективная начальная школа»
подготовила
учитель начальных классов
Староверова Наталья Анатольевна
Цель
Познакомить с новой орфограммой, составить представление о способах работы с ней
Задачи
Работать над формированием умения писать гласные о-е после шипящих в суффиксах прилагательных и существительных;
развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, продолжать работать над формированием навыков работы с электронным оборудованием (компьютер, интерактивная приставка), продолжать работу по формированию умения пользоваться грамматическим (обратным) словарём;
воспитывать умение работать в группе, творческие способности, умение оценивать свою работу.
Основные понятия
Суффикс, орфограмма, сильная и слабая позиция гласной
Ресурсы
Учебник, обратный словарь
Организация пространства
Работа фронтальная, в группах, индивидуальная
Тип урока
Решение частных задач
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Орг. момент
Настрой на урок
2.Определение темы урока и постановка задач на урок
3. Индукция
4. Самоконструкция
5. Социализация
6. Практическая работа
7. Афиширование
8. «Разрыв»
9. Творческая работа
10 РефлЕксия
Назовите, какую работу выполняет суффикс в слове
Расшифруйте схему (на экране):
На доске столбик слов:
камыш_м, круж_к
овощ_м, овраж_к
о больш_й, холщ_вый,
о могуч_й, плюш_вый
Сравните слова: - общее
- различие
Раздаёт каждой группе «Вставить и объяснить»:
камыш_м, круж_к
овощ_м, овраж_к
о больш_й, холщ_вый,
о могуч_й, плюш_вый
Совместная проверка слов в первой строке:
Как рассуждали, вставляя букву ? Кто затруднился? Как тренировались? (электронный тренажёр)
Просит объяснить, как рассуждали, работая со словами на второй строке. Могли ли пользоваться знакомым правилом? Почему?
-Сформулируйте задачу на урок
-Между какими гласными возникает сомнение?
Попробуйте выдвинуть гипотезу о выборе гласных.
-Сформулируйте правило
Проверяем наше предположение, читая правило на стр. учебника 135-136
-Сделайте вывод о правильности нашего предположения.
Просит зашифровать открытое правило с помощью модели (работа в группах) 3мин
-Вернёмся к нашим словам с орфограммой в суффиксе. Какие действия необходимо произвести, работая с новой орфограммой?
Открывает стикером высказывания на экране.
-В каком порядке выстроить действия в соответствии логической последовательности?
-Как можно назвать получившийся порядок?
-Используя алгоритм, произведите проверку тех слов, с к-ми работали в начале урока
-Достаточно ли по отработана орфограмма?
-Как поработать дальше?
Задание группам найти слова в тексте упражнений рабочей тетради
Т стр 64 упр 65 сущ-е с ударным суффиксом
Т стр 64 упр 65 сущ-е с безударным суффиксом
Т стр 66 упр 67 прилаг-е с ударным суффиксом
Т стр 66 упр 67 прилаг-е с ударным суффиксом
Результат поиска представить на экране в виде слов с пропусками орфограммы.
Пока идёт работа по набору слов, фронтально с классом работаем в тетради.
Число, классная работа. (следить за посадкой)
Чистописание:
- главные гласные на уроке (о, е)
- суффиксы ( ок, ек, ов, ев)
- словосочетание с одним из слов (проверить устно как написали слово)
Коллективная проверка найденных слов. Выявление неточностей и внесение исправлений
Предлагает придумать разноуровневые задания, работая в группах.
В это время учитель отправляет слова в печать
Просит подумать и определиться с выбором задания, уровень сложности которого позволит успешно его выполнить.
-Можно ли по выбору задания судить о работе на уроке? Каким образом?
Анализирует выбор детей
Домашнее задание состоит из двух этапов:
-работа с карточкой, составленной на уроке
-тренировка с тренажёром на странице в Интернете
С какой орфограммой работали?
Выводит на экран слайд с фотографией страницы обратного словаря, где с помощью функции «фокус» акцентирует внимание на слове ДЕШЁВЫЙ
-Весь урок выбирали между О и Е, тогда как же быть со словом дешёвый?
-С этим случаем правописания будем работать на следующем уроке.
Устная оценка работе детей на уроке
-понравилась работа
-сегодня работал активней, чем обычно
Образование новых слов
Безударный гласный в суффиксе:
- глагольные суффиксы (а,о,и,е,у)
- суффиксы прил-х (ост- жалостливый, ист- зависмтливый, ов- бубовый, слоновый)
- сущ-х (чик –лётчик, барабанщик)
- общее (пропущена гласная после шипящего)
- различие (имена сущ-е, прилаг-е, ударные и безударн. Гласные пропущены)
Работают в группах, выбирают ответственного, к-й вставляет буквы на доске
(опред. часть речи, часть слова, позицию гласной, если ударная – о, безударная – е)
Фронтальные ответы детей
Учиться определять гласную в суффиксе после шипящих в сущ-х и прил-х
О,Е, Ё
Можем предположить, что правило похоже на работу с окончанием
Под ударением – о, без ударения – е
Составляют модели, выносят их на доску, проводят совместный анализ
определение части речи
выделить часть слова с орфограммой
определить позицию гласной
3а если безударная – пиши е
3б если ударная – пиши о
Работают в группах (30 сек), затем передвигают высказывания
План, алгоритм
Найти другие слова с новой орфограммой
Ищут слова, набирают стикером на экране, самостоятельно регулируя очерёдность
Каллиграфическая работа в рабочей тетради
Коллективная проверка найденных слов.
Придумывают задания
Озвучивают задания
Выходят с магнитами к шкале на экране
Дети раздают карточки с заданием
После затруднения делают вывод, что гласная Ё находится не в суффиксе, а в корне.
Используемая литература
- учебник Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А. Русский язык 4 кл.: 1ч., 2ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2006., Байкова Т. А.;
- под ред. М. Л. Каленчук. Русский язык: 4 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №1– М.: Академкнига/ Учебник, 2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ