Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой З, з"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402
111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11
E-mail:s402veshn@yandex.ru http:www.s402.edusite.ru
Конспект урока
по обучению грамоте
в 1 классе
« ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З, з.»
подготовила
учитель начальных классов
Павлова Наталья Александровна
г. Москва 2011
Цели:
познакомить с новой буквой;
учить писать печатную букву З, читать слова с буквой З, з;
учить проводить звуковой анализ слов;
развивать фонематический слух.
Тема: Знакомство с буквой З,з.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг.
Момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Итак
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)
- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.
II.Постановка темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
– О каком времени года эти строчки:
…Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. С. Пушкин
– Рассмотрите страницу в учебнике. Сформулируйте тему урока.
(Мы познакомимся с новой буквой и со звуком, который она обозначает.
Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Научимся ее писать.)
1. Введение в тему урока.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница... (зима).
– Расскажите, какая бывает зима. (Снежная, морозная, вьюжная и т. д.)
– Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие…
Гуляет в поле, летает на воле.
Вдоль села пробегает,
Сугробы наметает.
(Метель.)
– Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала.
Я метель, царица снега,
Заметаю все вокруг.
Я смешаю землю с небом,
Заведу свою игру.
Я холодными ветрами
Заморожу города,
Вьюгой остужу, бураном,
Льдом покроется вода.
– Посмотрите, сколько снежинок-букв собралось в хоровод, как метель их закружила.
А, О, У, И, Ы,Э,Я,Ю, Е, Ё.
-А какие звуки они обозначают? (Эти буквы обозначают гласные звуки.)
– Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных.
(Е, Ё, И.Я.Ю)
– Метелица дарит вам новую букву – З, з.
-А какой звук она обозначает? ( согласный)
( ищем на таблице букв)
Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.
Чтение слогов на доске.
Метелица дарит вам печатную букву З.
2.Работа в тетради " Я учусь печатать печатные буквы"
«На что похожа буква?»
– Рассмотрите букву З, з. На что она похожа?
Дети читают стихи про букву З.
На что похожа буква?
З – как тонкий завиток,
Как затейливый вьюнок,
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро!
Т. Синицына
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра «три»
- печатание букв З в тетради.
- чтение предложений,
- соотнесение и запись имён девочек.
3.Игра Метелицы «Повторяй за мной».
Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения.
• Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)
• Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)
• Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)
• Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)
А теперь метелица приготовила для вас загадки
4. Работа по учебнику.
1) Загадки.
Очень легкая загадка:
Кто мне быстро назовет
Полосатую лошадку
И такой же переход?!
(Зебра.)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)
2) Звуковой анализ слов «зебра», «замок».
– Рассмотрите схемы справа от рисунков.
– Выполните звуковой анализ слова «зебра».
– Разделите слова «зебра», «замок» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки з, з’. (Буква «з».)
Игра «Узнай звук»
-Встают девочки.( Если слышится звук твердо)
-Встают мальчики.( Если слышится звук мягко).
( Забор, вокзал, земляника, берёза, зеркало ,зуб, мизинец, зима)
-Послушайте небольшой рассказ о многозначности слова замОк.
(появляется картинка на доске.)
-Напечатаем это слово в учебнике и поставим ударение.(зАмок)
3) Игра «Живые буквы».
– Метелица любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмем слово «замок».
– Назовите гласные звуки; согласные звуки; поставим ударение.
- Закройте глаза, посмотрите, что изменится ( буквы меняются местами)
Итак, буквы должны стоять всегда на своём месте, чтобы не поменялось значение слова.
4) Работа по слоговой таблице в учебнике.
– Прочитайте слоги: сначала сверху вниз (громко, затем тихо),
потом снизу вверх (громко – тихо),
сверху вниз (тихо – громко);
снизу вверх (тихо – громко).
– Дополните слоги до слов.
5) Чтение слов в учебнике или на доске.
- Прочитайте слова, в которых один слог.
- Прочитайте слово- название времени года.
– Зима – трудное время года для животных. Почему?
– Прочитайте слово – название животного. (Зайка.)
– Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя.
6) Чтение по ролям.
ВОЛК
– Что ты, волк, такой худой!
– Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня!
Увидал обед у пня –
А обед во все лопатки
Припустился от меня!
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда!
-Отметим в каких словах слышится звук З, а в каких (з,)
– Метелица видит, что вы любознательны и трудолюбивы. Она предлагает вам прочитать зашифрованные слова.
- Как вы думаете,что надо сделать, чтобы можно было прочитать слова.
– Буква З потерялась. Вставим букву в слова.
моро _ ы
у _ елок
_ ано _ а
_ вон
ре _ инка
_онтик
( Если будет время)
– Выучите скороговорку: «Зоиного зайку зовут Зазнайка».
( Рисунок на доску)
Выходит ученица, переодетая Метелицей и читает стихотворение.
На доске – снежинки -карточки с гласными буквами.
На доске появляется листок с б.З
На доске открываются иллюстрации.
Появляется таблица на доске.
Появляется картинка на доске.
Ученики разыгрывают сценку.
Физминутка.
Жили-были прыгуны:
– Мы допрыгнем до луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
– Где вы, прыгуны?
– Мы тут!
В. Берестов
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
IV.Закрепление.
Работа по учебнику.
1.– Метелица со снежинками придумали слова с одинаковым слогом. Прочитайте их.
- Чем различаются группы слов?
( В первом столбике написан первый слог -за, а во втором- последний)
-Придумайте и дополните словами каждую группу.
2. Чтение рассказа.
–Метелица сочинила рассказ о своем любимом времени года. Снежинки нарисовали к нему иллюстрацию. Рассмотрите ее и предположите, о чем рассказ?
– Прочитайте рассказ.
Дайте ему название.
«Напечатайте» простым карандашом название над текстом.
– Сколько предложений в тексте?
- Чем особенны первое и второе предложения?
- Кто нарисовал узоры на окне?
3. Соотнесение картинок и слов.
– А теперь Метелица придумала для вас игру " Тишина". Помогите ей выполнить следующее задание – соединить слова и рисунки. Можно ли разговаривать во время работы?
4.Чтение сказки Г. Остера «Где лучше бояться?».
Хотите познакомиться со сказкой «Где лучше бояться?» (Чтение сказки детьми по ролям)
V. Итог урока.
– С какой новой буквой познакомила вас Метелица?
– Какие звуки обозначает буква з?
(Звуки [з], [з'].)
– Дайте характеристику звукам [з], [з']. Что понравилось на уроке?
VI. Рефликсия.
Подарим и мы с вами Метелице подарки, каждый раскрасит свою снежинку тем цветом , какое сейчас у него настроение.
Дети раскрашивают снежинки и прикрепляют их на доску.
Литература.
Л.Е. Журова «Букварь», издательство Вентана- Граф, 2011.
М.И. Кузнецова «Учимся писать печатные буквы»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2011.
М.И. Кузнецова «Я учусь писать и считать»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2011.
В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение, 2001.
Л.Е. Журова, Букварь: Методические комментарии к урокам, издательство Вентана- Граф, 2011.
СD- диск. Обучение грамоте, поурочные планы 1 класс. «Начальная школа XXI » века, издательство Учитель 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ