Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание личных окончаний глаголов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Правописание личных окончаний глаголов»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2012
Тема: Правописание личных окончаний глаголов
Цель: формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
Задачи: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
2. Вхождение в тему.
На доске слова: ночу..т, крич..т, трещ..т, пч..ла, бег..т, стро..т.
Найди “лишнее”:
О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?
Как называется изучаемая орфограмма?
Что у вас вызывает трудности?
Над этим мы и будем работать на уроке.
3. Стадия вызова.
Приём «Продолжи фразу».
(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)
Каждый ученик работает по карточке №1:
а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)
б) Не с глаголами пишется … (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …. (ть, ти,чь)
д) В предложении глагол является …. (сказуемым).
е) Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
У. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”
У. Проверим вашу работу.
(Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения).
4. Стадия осмысления.
Работа с текстом
(индивидуальная и парная)
Каждому ребенку выдается текст.
У. Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте:
“+” - это я знал
“ - ” - я думал иначе, ошибочная информация
“!” - обратить особое внимание
“?” –новая информация
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов.
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию.
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)
2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:
Например: чита(е-и)т?
Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они читают
если окончание – ут, –ют – 1 спряжение, то пишем –е
если окончание – ат, –ят – 2 спряжение, то пишем –и.
Определить время, лицо и число глагола;
Но существует и еще один способ.
Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по неопределенной форме глагола.
У. Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Решение проблемного вопроса.
Групповая работа
У. Какая проблема встала перед нами? Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
У. Попробуйте выяснить, как определить спряжение по неопределенной форме глагола.
Выводы, которые ученики сделали на уроке:
1 группа:
Определите спряжение глаголов. Поставьте глаголы в неопределенную форму. Что заметили? (обратите внимание, на что оканчиваются глаголы).
Учат, строят, пишут, красят, читают, рисуют.
2 группа
Определите спряжение глаголов. Поставьте глаголы в неопределенную форму. Что заметили? (обратите внимание, на что оканчиваются глаголы).
Дуют, говорят, болеют, говорят, кладёте, знакомят.
3 группа
Определите спряжение глаголов. Поставьте глаголы в неопределенную форму. Что заметили? (обратите внимание, на что оканчиваются глаголы).
Полют, забывают, жарят, верят, просят, ломают.
У. Как проверить верность наших выводов?
Д. Надо обратиться к учебнику.
У. Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 109. Прочитайте правило.
У. Какое открытие вы для себя сделали?
5. Физминутка.
У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
6. Составление алгоритма.
У. Что общего между словами, которые я называла?
Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.
У. Давайте вспомним алгоритм:
Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение?
А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.
У. Отличается ли новый способ определения спряжения глаголов от уже знакомого нам?
- Как вы думаете, почему существуют глаголы-исключения? Давайте их проспрягаем. ( у доски – брить, дышать).
- Для того, чтобы запомнить глаголы-исключения нужно выучить рифмовку.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
- А теперь снова вернемся к алгоритму. Можно ли его считать верным? Что нужно добавить?
Сейчас я прочитаю шуточное стихотворение, а вы когда услышите глаголы-исключения – хлопайте в ладоши.
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
7. Физминутка
8. Закрепление.
Упр. 2 – работа в парах.
У. Сделаем вывод. Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?
Д. Надо определить спряжение глагола. Для этого
а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и - II спряжение. Все остальные - а, - у, - е, - о - I спряжение.
Д. Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа.
(Слайд № 17)
Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:
если окончание – ут, – ют – 1 спряжение, то пишем – е
если окончание – ат, – ят – 2 спряжение, то пишем – и.
Дифференцированная работа
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
У. Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:
черт..т, вышива..м, паш..шь, забива..т, вар..м, жар..т, мо..шь, чист..т
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда в безударных окончаниях глагола пишется буква Е? И?
Задание для 2 и 3 группы.
(Выполняют задание по карточке)
Карточка №2
Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3-ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.
Ручкой …. Ножницами …. Носом …. Шилом …. Солью …. Лопатой …. Карандашом ….
(После выполнения работы проверка)
У. Какой вывод по этой работе сделаем?
Упр. 3 – индивидуальная работа
9. Итог урока.
Какова была тема урока?
А проблема?
Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
10. Рефлексия.
Какое умение мы оценивали в начале урока?
Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Кому стало легче определять окончание глаголов?
Кто остался на том же уровне?
Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола.
11. Дом. задание.
Правило стр. 109, упр.4.
Список использованной литературы
1. . С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. - М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ