Урок письма и развития устной речи по теме "Постановка ударения в слове"



Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 9

Красноярский край, г. Канск





Лузгина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшей категории






Тема урока: «Постановка ударения в слове».



Конспект урока письма и развития устной речи

возраст 10-11 лет, 4 класс



























Цель: формировать умение выделять ударенный гласный в словах устной и письменной речи.

Задачи: повторить понятия «ударная» и «безударная» гласные; обогащать и расширять активный словарь по теме «Зима»; развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности; способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания, связной речи; воспитывать собранность и умение достигать поставленные цели через самостоятельные и коллективные формы работы.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

- Прозвенел нам весело звонок.

Пришла пора начать урок.

На уроке не будем скучать,

А будем работать активно

И в тетрадях аккуратно писать.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. А мы с вами дружная семья. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке.



  1. Упражнения для кистей рук и пальцев.

  2. Актуализация опорных знаний.

- К нам в гости должна придти еще одна гостья, а кто, вы узнаете, разгадав кроссворд.

м

а

г

а

з

и

н





и

н

е

й


з

е

м

л

я

н

и

к

а


а

в

т

о

б

у

с



  1. Здесь овощи и фрукты, разные продукты.

На товары посмотрю и отделы назову:

Хлебный, мясной, молочный, овощной (Магазин).

  1. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней).

  2. Маленькая, красная, ароматная, лесная ягода (Земляника).

  3. Дом по улице идёт, на работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус).

Итог: так кто же нам еще придёт в гости? (Прочитайте в выделенных клеточках по вертикали).

- Давайте позовём Зиму.

- Зима! (входит Зима).

- Здравствуйте, ребята и гости дорогие!

- Здравствуй гостья Зима!

Просим милости к нам –

Песни Севера петь

По лесам и полям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Зима:

- Спасибо вам за тёплый приём. Я приготовила вам задания, если выполните их правильно, то останусь у вас гостить.

- Проходи, Зима, присаживайся.

- С приходом Зимы наши пальчики замёрзли. Давайте разогреем их (подуть).

- Откройте тетради и посмотрите, какой узор прописала вам Зима.

(пропись показа)

- Ребята, о чём была первая загадка? Вторая? Третья? Последняя?

- Что это за слова? (словарные). А что мы забыли расставить в словарных словах? (ударение). Расставьте. Что нужно сделать, чтобы определить гласную? (слово позвать).

  1. Упражнения по отработке умений и навыков.

  1. Работа с учебником. Стр.64 упр.15.

- Народ очень любил зиму. И слагал о ней загадки. В этом упражнении мы прочтём загадки и узнаем, какая из них о зиме.

Задание: 1 вариант списывает загадку об осени.

2 вариант – о зиме.

Расставить ударение в словах.

Итог: какое задание выполняли? Какая гласная называется ударной? Как называются другие гласные? Чему учимся на уроке?

Взаимопроверка тетрадей.

  1. Физминутка.

А мороз то – ой-ой-ой,

Но не хочется домой.

Руки трите, трите, трите.

Ручками похлопайте,

И на руки подышите,

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте.

А после – сядьте вместе.



  1. Работа по карточкам (развитие словесно-логического мышления).

- Народ о зиме слагал не только загадки, но и сочинял стихи.

- Мы с вами сейчас тоже попробуем сочинить стихотворение.

Задание: дополните предложения словами-рифмами.

Предложения:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…………………..СНЕГ.

А на улице мороз щиплет щёки, щиплет………………….НОС.

Мы не ели, мы не пили – бабу снежную………………….ЛЕПИЛИ.

Зимний спорт теперь нам ближе – помогают в этом …….ЛЫЖИ.

Льются слёзы у Оксанки – у неё сломались………………САНКИ.

На льду погасли огоньки – снимаю я свои ……………….КОНЬКИ.

Зимним вечером видна в небе желтая …………………….ЛУНА.

Из трубы летят колечки – это дым из нашей ……………..ПЕЧКИ.

Итог: проверим получившееся стихотворение (прочитать).

О чем говорится в стихотворении? (о зиме).



  1. Закрепление.

  1. Задание на развитие памяти.

- Вспомните, какие слова мы вставили в стихотворение. Запишите их, обозначив ударную гласную.

Итог: во всех ли словах поставили ударение? (нет). Почему? (в слове-слоге ударение не ставится). Чему учимся на уроке?

- Зима, ты довольна нашей работой на уроке? (да!).



  1. Дидактическая игра «Снежки».

- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете?

- Пришла пора поиграть в снежки. Давайте их соберём по классу (зрительно-двигательная пауза). Дети собирают снежки, вырезанные из цветной бумаги, размещенные по всему пространству класса.

На доске записан текст, но ударение стоит не везде правильно. Будем слово читать и в ударную гласную «снежок кидать» (прикреплять снежок над ударной гласной).

- Раз, два, три – начало игры!



Текст на доске: По дороге в школу дети остановились у берёзы. Какая она красивая сегодня! Как красиво сверкает на солнце! На ветках блестят ледяные иголочки. Это иней.



(Дети выходят по очереди и расставляют ударение).

Задание: 1 вариант запишет предложение о солнце.

2 вариант – о ветках берёзы.

Итог: какое задание выполняли? Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение в слове? Как называется гласная, на которую падает ударение?



  1. Составление загадки (развитие словесно-логического мышления и внимания).

- Ребята, а сейчас мы выполним задание и узнаем, за что же ещё все люди любят зиму.

Задание: из слогов составить загадку: Зимой и летом одним цветом.















Задание: запишите загадку в тетрадь. Поставьте ударение в словах предложения и в отгадке.

- Что это? Ёлочка.

Итог: мы любим зиму за праздники: Новый год, Рождество, Крещение.



  1. Итог урока и рефлексия.

- Чему учились на уроке?

Как называется гласная, на которую падает ударение?

Как называются остальные гласные?

Что нужно сделать, чтобы правильно определить ударение в слове?

Вам понравился урок?

Какие задания оказались трудными для вас?

Какие задания оказались лёгкими?

Какое задание понравилось больше всего?

Вы довольны своей работой на уроке?



  1. Оценивание.



  1. Зима, а ты довольна нашими ответами и выполненными заданиями?

- Оставайся, зима, снежная.

Одевай землю в ковры нежные.

Оставайся, зима, званная,

Гостья красивая и желанная.





















Список использованной литературы


1. Аксенова, Галунчикова: Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2008г.

2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://zhbr.ucoz.ru/blog/nasha_zima/2011-11-15-37



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ