Урок письма и развития устной речи по теме "Постановка ударения в слове"
Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 9
Красноярский край, г. Канск
Лузгина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей категории
Тема урока: «Постановка ударения в слове».
Конспект урока письма и развития устной речи
возраст 10-11 лет, 4 класс
Цель: формировать умение выделять ударенный гласный в словах устной и письменной речи.
Задачи: повторить понятия «ударная» и «безударная» гласные; обогащать и расширять активный словарь по теме «Зима»; развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности; способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания, связной речи; воспитывать собранность и умение достигать поставленные цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Ход урока.
Орг.момент.
- Прозвенел нам весело звонок.
Пришла пора начать урок.
На уроке не будем скучать,
А будем работать активно
И в тетрадях аккуратно писать.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. А мы с вами дружная семья. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке.
Упражнения для кистей рук и пальцев.
Актуализация опорных знаний.
- К нам в гости должна придти еще одна гостья, а кто, вы узнаете, разгадав кроссворд.
-
м
а
г
а
з
и
н
и
н
е
й
з
е
м
л
я
н
и
к
а
а
в
т
о
б
у
с
Здесь овощи и фрукты, разные продукты.
На товары посмотрю и отделы назову:
Хлебный, мясной, молочный, овощной (Магазин).
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней).
Маленькая, красная, ароматная, лесная ягода (Земляника).
Дом по улице идёт, на работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус).
Итог: так кто же нам еще придёт в гости? (Прочитайте в выделенных клеточках по вертикали).
- Давайте позовём Зиму.
- Зима! (входит Зима).
- Здравствуйте, ребята и гости дорогие!
- Здравствуй гостья Зима!
Просим милости к нам –
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Зима:
- Спасибо вам за тёплый приём. Я приготовила вам задания, если выполните их правильно, то останусь у вас гостить.
- Проходи, Зима, присаживайся.
- С приходом Зимы наши пальчики замёрзли. Давайте разогреем их (подуть).
- Откройте тетради и посмотрите, какой узор прописала вам Зима.
(пропись показа)
- Ребята, о чём была первая загадка? Вторая? Третья? Последняя?
- Что это за слова? (словарные). А что мы забыли расставить в словарных словах? (ударение). Расставьте. Что нужно сделать, чтобы определить гласную? (слово позвать).
Упражнения по отработке умений и навыков.
Работа с учебником. Стр.64 упр.15.
- Народ очень любил зиму. И слагал о ней загадки. В этом упражнении мы прочтём загадки и узнаем, какая из них о зиме.
Задание: 1 вариант списывает загадку об осени.
2 вариант – о зиме.
Расставить ударение в словах.
Итог: какое задание выполняли? Какая гласная называется ударной? Как называются другие гласные? Чему учимся на уроке?
Взаимопроверка тетрадей.
Физминутка.
А мороз то – ой-ой-ой,
Но не хочется домой.
Руки трите, трите, трите.
Ручками похлопайте,
И на руки подышите,
Ножками потопайте,
Попрыгайте на месте.
А после – сядьте вместе.
Работа по карточкам (развитие словесно-логического мышления).
- Народ о зиме слагал не только загадки, но и сочинял стихи.
- Мы с вами сейчас тоже попробуем сочинить стихотворение.
Задание: дополните предложения словами-рифмами.
Предложения:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…………………..СНЕГ.
А на улице мороз щиплет щёки, щиплет………………….НОС.
Мы не ели, мы не пили – бабу снежную………………….ЛЕПИЛИ.
Зимний спорт теперь нам ближе – помогают в этом …….ЛЫЖИ.
Льются слёзы у Оксанки – у неё сломались………………САНКИ.
На льду погасли огоньки – снимаю я свои ……………….КОНЬКИ.
Зимним вечером видна в небе желтая …………………….ЛУНА.
Из трубы летят колечки – это дым из нашей ……………..ПЕЧКИ.
Итог: проверим получившееся стихотворение (прочитать).
О чем говорится в стихотворении? (о зиме).
Закрепление.
Задание на развитие памяти.
- Вспомните, какие слова мы вставили в стихотворение. Запишите их, обозначив ударную гласную.
Итог: во всех ли словах поставили ударение? (нет). Почему? (в слове-слоге ударение не ставится). Чему учимся на уроке?
- Зима, ты довольна нашей работой на уроке? (да!).
Дидактическая игра «Снежки».
- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете?
- Пришла пора поиграть в снежки. Давайте их соберём по классу (зрительно-двигательная пауза). Дети собирают снежки, вырезанные из цветной бумаги, размещенные по всему пространству класса.
На доске записан текст, но ударение стоит не везде правильно. Будем слово читать и в ударную гласную «снежок кидать» (прикреплять снежок над ударной гласной).
- Раз, два, три – начало игры!
Текст на доске: По дороге в школу дети остановились у берёзы. Какая она красивая сегодня! Как красиво сверкает на солнце! На ветках блестят ледяные иголочки. Это иней.
(Дети выходят по очереди и расставляют ударение).
Задание: 1 вариант запишет предложение о солнце.
2 вариант – о ветках берёзы.
Итог: какое задание выполняли? Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение в слове? Как называется гласная, на которую падает ударение?
Составление загадки (развитие словесно-логического мышления и внимания).
- Ребята, а сейчас мы выполним задание и узнаем, за что же ещё все люди любят зиму.
Задание: из слогов составить загадку: Зимой и летом одним цветом.
Задание: запишите загадку в тетрадь. Поставьте ударение в словах предложения и в отгадке.
- Что это? Ёлочка.
Итог: мы любим зиму за праздники: Новый год, Рождество, Крещение.
Итог урока и рефлексия.
- Чему учились на уроке?
Как называется гласная, на которую падает ударение?
Как называются остальные гласные?
Что нужно сделать, чтобы правильно определить ударение в слове?
Вам понравился урок?
Какие задания оказались трудными для вас?
Какие задания оказались лёгкими?
Какое задание понравилось больше всего?
Вы довольны своей работой на уроке?
Оценивание.
– Зима, а ты довольна нашими ответами и выполненными заданиями?
- Оставайся, зима, снежная.
Одевай землю в ковры нежные.
Оставайся, зима, званная,
Гостья красивая и желанная.
Список использованной литературы
1. Аксенова, Галунчикова: Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2008г.
2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://zhbr.ucoz.ru/blog/nasha_zima/2011-11-15-37
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ