Конспект урока русского языка для 1 класса "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5»
города Абазы, Республики Хакасия
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
«Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки»
подготовила
учитель начальных классов
Богданова Галина Владимировна
г. Абаза
2011
Задачи урока:
-закрепить умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные в начале и середине слова;
-развивать фонематический слух;
-развивать умение учащихся делать звуковой анализ слова предложения, используя схематическое обозначение звонких и глухих согласных звуков, твердых и мягких; схематическое обозначение предложения;
-формирование УУД: оказание помощи нуждающимся героям, желание вернуть им способность действовать, подтверждение и объяснение выбранной точки зрения, осуществление самоконтроля процесса и результата деятельности, умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (выбор информации по заданному аспекту), формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формирование коммуникативных умений.
Оборудование: презентация к уроку, схемы – модели звуков, предложений для работы в парах, задания на доске от различных героев.
Ход урока.
Организационный момент.
Мы начинаем урок русского языка, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»
Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.
Но мы должны помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. (слайд 1)
1. Не выкрикиваем.
2. Не перебиваем друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
- Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 2)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня я вместе с нашей волшебницей Анишит –Йокоп и её друзьями Аширком и Торком приготовили для вас много интересных заданий. Посмотрите на доску и помогите мне рассказать, что мы повторим, чему будем учиться на уроке. (На доске плакат с опорными словами, помогающими сформулировать задачи урока)
3. Запись числа.
4. Повторение изученного.
1. Задание от Анишит –Йокоп. Упражнение на внимание: « Волшебное превращение». Приём «Шепни ответ на ушко».
На доске { К Л Р И Г Ь }
- Ребята, посмотрите внимательно на множество букв, постарайтесь запомнить. Положите головы на парты.
(1-е превращение К в Ж,
2 –е превращение И в Й,
3 –е превращение Р в В,
4-е превращение - ничего не менять,
5-е превращение Г в П,
6-е превращение Ь в Ъ.)
(Каждый раз учитель быстро двигается по классу и дети ему на ушко шепчут ответ)
- Посмотрите внимательно на буквы, вы что-нибудь заметили среди них?
- Правильно «лишним будет Ъ, а почему?
- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить все согласные буквы? Почему? Откройте стр.32 учебника и посмотрите на звуко - буквенные столбики, они вам помогут.
- Каким цветом отмечены звонкие (глухие) согласные звуки? (зелёным, голубым)
- Запишите эти заглавные буквы в тетрадь: в первую строку звонкие согласные , во- вторую - глухие согласные.
- А ещё, по какому признаку согласные образуют пары?
- (По твёрдости и мягкости).
2. Задание от Торка. Нахождение слов к заданной звуковой схеме. Приём «Покажи ответ на пальчиках».
(На доске слова и схемы)
- Посмотрите внимательно на верхнюю схему и слова слева и покажите мне ответ на пальчиках, какое слово по счёту соответствует заданной схеме:
. . .
2.ЛУЧ 2.ШКОЛА
3.КРОТ 3.ГЛАЗА
4.ВОЛК 4. ВОРОН
- Как вы думаете, почему Торк загадал вам именно эти слова?
(КРОТ это ТОРК, ВОРОН помогает Маше и Мише путешествовать по волшебному лесу и выполнять задания Волшебницы и её помощников.)
- Давайте запишем эти слова, разделим их на слоги и подчеркнём звонкие согласные.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
3.Задание от Асырк. Работа над деформированным предложением.
- Ребята, вы сейчас должны посоветоваться подумать, кто будет выполнять это задание, т.к. надо не просто собрать слова, развешанные по классу, а составить из них предложение. Надо 6 человек для выполнения этого задания. Посоветовались? Выходите и выполняйте задание.
(По классу развешаны слова на листочках, ребята двигаются по классу, собирают слова и на доске составляют предложение: «Дельфин спас человека от злой акулы.» Данное предложение из рассказа урока Человечности)
- Ребята, вам знакомы герои этого предложения? Где мы с ними встречались? Что вы можете сказать о дельфине? Почему он так поступил?
-Чья пара будет готова, поднимите вместе руки.
- А теперь проверьте, у вас так, как у меня на слайде? САМОПРОВЕРКА (слайд 3)
- Молодцы, мы очень рады, что вы справились с этим заданием.
- У вас не возникло желание записать такое замечательное предложение про дельфина?
- Спишите его и подчеркните мягкие согласные в каждом слове, где они есть.
- А теперь давайте подчеркнём каждое слово в предложении, что оно обозначает.
(Ребята уже знакомы со словами – предметами главными, словами-действиями, словами-признаками, неглавными словами, и помощниками (предлогами), поэтому хорошо подчёркивают все члены предложения под руководством учителя).
ФИЗМИНУТКА
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись.
4. Задание от Мудрой Совы. Звуковой анализ слов.
- Ребята, нам прислала задание и Мудрая Сова. Она уверена в ваших знаниях, поэтому просит помочь её составить «Звуковые рубашки « к словам «ДЕНЬ», « ГРИБ». Поможем?
- Но прежде чем приступить к выполнению задания, спрогнозируйте свой результат работы, отметьте на ШКАЛЕ УСПЕХА, которая у каждого нарисована на полях тетради, насколько правильно вы справитесь с этим заданием и отметьте крестиком с помощью карандаша.
- Два человека пойдут к доске, а остальные будут выполнять у себя в тетради, не торопитесь, думайте над обозначением звуков.
ДЕНЬ [ Д' Е Н' –] - …б., …зв. «ГРИБ» [ Г Р' И П] - …б., …зв.
- ПРОВЕРКА: У кого из вас прогноз совпал с выполнением? Кто выполнил лучше? Кто хуже?
- Ребята, а все ли согласные имеют пары по звонкости и глухости? Какие не имеют?
5. Помощь Маше и Мише. Работа в Тетради для самостоятельной работы.
- Откройте тетрадь на стр.22, найдите и прочитайте задание 5. Что нужно сделать?
(Заполнение таблицы – дома парных согласных звуков.)
5. Итог урока. (Слайд 4, 5)
- Все ли задания Волшебницы мы сегодня смогли выполнить?
- Какое задание для вас было трудным?
- Чему вы научились, что для себя познали?
(Учитель благодарит детей, самым активным вручает «ОРДЕНА УМНИКА» и пожимает руку.
Список литературы:
Волина В. Азбуковедение. – М., Олма-Пресс, 1999.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 2 классы.. М., Академкнига/ Учебник.2011.
Чуракова Н. А.,. Гольфман Н. Ф. Русский язык . 1 класс. Методическое пособие. Академкнига. – М., 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ