Урок для 1 класса "Занимательный материал к урокам русского языка"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 посёлка Молодёжного Белореченского района Краснодарского края
Занимательный материал к урокам русского языка
Целевой возраст: 8-10 лет
подготовила учитель
начальных классов
Орлова Оксана Борисовна
2012год
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приёмы и средства. Ситуация успеха, связанная с позитивным формированием эмоциональной сферы ребёнка, приобретает сегодня особую актуальность, поскольку эмоции радости, уверенности в себе особенно необходимы. Осознать это можно через заинтересованное отношение к своему учебному труду. Вот почему я – за успех! А нужен ли успех в обучении русскому языку? « Безусловно!»- скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. « Интерес к учению,- писал В.А. Сухомлинский,- появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают путь к успеху: интерес и вдохновение.
Умелое использование материалов по занимательной грамматике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, воспитывает и развивает любовь к русскому языку, а тем самым бережное отношение к нему, способствует углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса, развивает смекалку, сообразительность. Уроки и внеурочные занятия, в которые включён занимательный материал, никого не оставляют равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают неподдельный интерес. На таких занятиях целесообразно использовать работу в группах и парах (более свободная атмосфера на занятии ведёт к сотрудничеству ученика и учителя, развитию творческого потенциала учащихся, высокой результативности) . Учитель тоже становится участником игр, поэтому назидательность здесь неуместна.
Групповая работа очень эффективна. Бывало так: дашь задание всему классу- готовы единицы, часты отказы, ссылки на то, что не успели, не смогли, а при групповой работе подобное стало исключением. Как разделить ребят на группы? Вариантов много. Приведу некоторые из них:
По желанию
По цвету (предварительно учитель готовит вырезанные из бумаги или картона фигуры разного цвета. Все, кому достался синий - за первый стол, красный- за второй стол, жёлтый -за третий стол и т.д.)
По геометрической фигуре ( Квадраты- 1 группа, круги- 2 группа, треугольники- 3 группа и т. д.)
По пословице ( те ребята, у которых оказались одинаковые пословицы, садятся за один стол)
По строчкам из известных стихов или песен ( одна песня- за 1 стол, другая- 2 стол и т. д.)
Занятие делится на этапы ( старты). Это необходимо для контроля за порядком, знаниями, оценкой каждого этапа.
С удовольствием ввожу в уроки элемент игры. Простая, но увлекательная игра «Вратарь» учит ребят быстро реагировать на орфограммы, быть уверенными в себе.
Условия игры:
Ученика- вратаря к доске- воротам вызывает учитель или ребята. Его задача: отбить голы- вопросы учеников по орфографии ( это можно сделать после любой работы – самостоятельной, домашней, работы над ошибками). Определяем с детьми сколько голов- вопросов будет забито( обычно не больше 10).Обязательное условие: вопросы должны быть чёткими. Конечно, спрашивающий сам должен знать ответ. « Вратарь» отбивает «мячи» быстро, говорит по существу. Ведём счёт (0-1, 2-1, 3-4 и т.д.) И как же доволен ученик, если не пропустил ни одного «гола»! Радости не меньше, чем на футбольном поле.
« Аукцион»
В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее:
- цвет (белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый…)
- вкус (солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий…)
- размер (большой, маленький, длинный…)
-температуру (холодный, горячий, тёплый, ледяной…)
- качества характера (добрый, злой, умный, весёлый, щедрый…)
« Цепочка»
Ведущий записывает на доске какое-либо нераспространённое предложение ( Идёт дождь). Задача участников игры - распространить его наибольшим количеством второстепенных членов предложения ( например: Сегодня с самого утра идёт тёплый мелкий дождь)
« Короткое и длинное»
Рассмотреть внимательно сюжетные картинки , которые показывает учитель ( можно на интерактивной доске)
Записать самое короткое и самое длинное предложение.
Игра «Знатоки»
Заменить слова фразеологизмами. Учитель называет слова. Ученики заменяют эти слова фразеологическими оборотами.
Метко – не в бровь, а в глаз.
Неожиданно – как снег на голову.
Тесно – яблоку негде упасть.
Темно – хоть глаз выколи.
Опытный – стрелянный воробей.
Мокрый – ни одной сухой нитки.
Молчать – держать язык за зубами.
Хвалить – возносить до небес.
Обманывать – водить вокруг пальца.
Бить – мять бока.
Исчезать – рассеиваться как дым.
Игра «Подбери синонимы»
Целесообразно эту игру проводить ежедневно ( как разминку). К фразеологизмам, которые подбирает учитель или дети, надо подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал- капля в море, по пальцам перечесть можно, с гулькин нос, с мизинец, раз- два и обчёлся…
Во всю прыть- что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах…
Игра « Работаю волшебником»
Из букв, входящих в слово, составить новые слова.
1.Библиотека ( кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет, блик, телок, лик, ил, кит)
2.Крокодил (код, кол, идол, кок, род, око, дол и др.)
3.Спорт ( спор, порт, сор, торс, пот, стоп, сорт и др.)
Поставить в каждом слове буквы так, чтобы получилось географическое название: веки- Киев, остров- Ростов, игра- Рига, рука- Кура и т.д.
Ералаш №1
Записать правильно. Кто быстрей?
1
Злой кабан
Сидел на ветке
3
2
Пароход
Томился в клетке
4
3
Соловей
Точил клыки
1
4
Дикобраз
Давал гудки
2
5
Кошка
Физику учила
6
6
Маша
Хвостик свой ловила
5
7
Буратино
Сшил себе штаны
8
8
Портной
Все поел блины
7
9
Ёж
Накрыт к обеду был
12
10
Чиж
Усами шевелил
11
11
Рак
Летал под облаками
10
12
Стол
Гонялся за мышами
9
12
Чайник
Прыгал во дворе
14
14
Мальчик
Булькал на костре
13
« Ералаш» №2
Записать правильно. Кто быстрей?
Огурцы играют в прятки.
Малыши растут на грядке.
Мушкетёры спят в овраге.
Поросята точат шпаги.
Раки в цирк бегут ватагой.
Дети дремлют под корягой.
Волки бегают по дну.
Щуки воют на луну.
« Угадай-ка»
Допиши слова (имена существительные)
С
Е
С
Е
С
Е
С
Е
С
Е
С
Е
Вписать в клетки 5 четырёхбуквенных слов с таким расчётом, чтобы, меняя в каждом ряду клеток по одной букве, превратить слово «муза» в слово «поэт»:
М
У
З
А
П
О
Э
Т
«Букв мало, а слов много !»
О К
К Д О О
А С Л
Л
Е
По кругу ( по часовой стрелке и против) найти и записать слова. Обозначить орфограммы.
Вопросы и загадки.
Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга – Волга
Что можно набрать, ничего не беря в руки? (Номер телефона)
Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъёмного)
В каком магазине ничего не купишь? (В магазине – автомата)
Из каких двух предлогов состоит название домашнего животного? (Кот)
Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (Ямы)
Какие местоимения «Чистые»? (Вымыты)
Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука)
Что можно собрать без помощи рук? (Силы)
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)
Какую реку ножом можно срезать? (Прут)
Какая земля никогда не состарится? (Малая земля)
Можно ли что-нибудь разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (Разбить цветник, клумбу)
В каком слове 40 гласных? (Сорок – а)
В каких словах сто гласных? (Стол, стоп, стог, сток и д.р.)
В каком слове 7 гласных) (Семь – я)
Какой город состоит из мужского и ста женских имён? (Севастополь)
Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (Угол – уголь)
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «Р» содержит он,
И называется …
Во мне два «К», не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте,
Я точный, чистый и опрятный
Иным же словом - …
На большом расстоянии
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два «С»,
Называется …
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - …
Я – то же, что и ураган,
Не только гость восточных стран,
На море я гроза для шхун,
А называюсь я - …
Простое слово – промежуток:
В театре несколько минуток;
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё …
После урока непременно
Нужна ребятам …
Какой город летает? (Орёл)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни? (Станет)
За каким звуком спрятано большое просторное помещение? (Залп)
У песочных ям, у горы крутой
Стоит великан с железной рукой. (Подъёмный кран)
Какое личное местоимение надо добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты – к – вы)
Для пищи, безусловно, я
Необходима человеку,
Но вместо «М» поставить «Щ» -
И ускользну я сразу в реку. (Мука – Щука)
Паренёк под облаками
Ловко действует руками.
Нервы крепки, зорок глаз.
Кто же это? ( Верхолаз)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский … (Вертолёт)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить смогу.
По следу лапок и копыт
На то ведь я и … (Следопыт)
Из меня посуду тонкую,
Нежно – белую и звонкую,
Обжигают с давних пор,
Называюсь я … (Фарфор)
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной. (Волга – Иволга)
С «б» - мучительной бываю,
С «м» - одежду пожираю,
С «р» - актёру я нужна,
С «с» - для повара важна. (Боль – моль – роль – соль)
Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов
Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встаёт при работе со слабоуспевающими , а также с детьми – билингвами. Эти дети, как правило, не имеют достаточного фонда знаний, не умеют применять их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приёмами сравнения, сопоставления, анализа, отбора. Кроме того, их, обычно, отличает низкий темп усвоения знаний и формирования навыков. Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально.
Словарный диктант с продолжением
Этот диктант является одной из форм работы по формированию орфографической зоркости. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, ученики обозначают орфограммы. Следующее задание – самодиктант: к каждому слову дети подбирают и записывают слово с той же орфограммой: станция- акация
крыжовник- шорох
съёмка – съел и т.д.
Словарный диктант с элементами игры
Диктант можно оживить с помощью игры « Зоркий глаз». Объявляется конкурс : кто найдёт в тексте самое большое количество орфограмм?
Словарный диктант «с подсказкой»
Часто ребята знают правило, но не могут применить его на практике. Необходимо направить работу учащихся.
Например:
« Орфограмма, - говорит учитель, - находится в окончании существительного после шипящей. Подумайте, что писать О или Е? Написание гласной зависит от ударения. Поставьте ударение и вставьте орфограмму»
Словарный диктант с самопроверкой ( или взаимопроверкой)
Цель данного диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля, самооценивания . В процессе работы учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся самостоятельно находить ошибки, обосновывать правила написания.
Работа над диктантом:
- учитель называет параграфы, к которым можно обратиться для самопроверки
( можно записать на доске)
- ученики пишут словарный диктант
- с помощью указанных параграфов дети проверяют работу, обозначают орфограммы ( лучше использовать работу в парах)
Словарный диктант на основе загадок
Учащиеся должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму
Например: « Правописание гласных после шипящих и Ц»
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. ( Пчёлы)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину
Я люблю дорог простор,
А зовут меня ( Шофёр)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух
Только слышно: стук, да стук ( Счёты)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек ( Жёлудь)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. ( Расчёска )
Явился в жёлтой шубке:
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
Пятёрка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором ( Пальцы)
Словарный диктант на основе предметных картинок
На интерактивной доске учитель показывает подборку предметных картинок ( поочерёдно) со словарными словами ( камыш, молоток, пенал, одежда, хоккеист и др.). Учащиеся записывают слова. Следующий этап- самопроверка (на доске появляется слайд со словарными словами- эталон)
Список использованной литературы:
Подборка материалов из личного портфолио
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ