Конспект урока для 5 класса на тему «Наклонения глагола»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Наклонения глагола»
Ф.И.О. Дереповская Людмила Николаевна
Место работы МБУ СОШ №58
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет русский язык
Класс 5
Тема и номер урока в теме Наклонения глагола (164)
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2010
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Наклонения глагола”.
9. Задачи:
- обучающие
уметь определять наклонение глагола, знать признаки наклонений;
повторить орфограммы «правописание приставок на з-с»,
«безударная гласная в корне»,
«правописание безударных личных окончаний глаголов»
-развивающие
развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся,
развивать память и образное мышление детей,
развивать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, работать над устной речью учащихся,
развивать их творческий потенциал.
-воспитательные
прививать интерес к предмету;
воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к окружающим,
уметь видеть прекрасное вокруг и ценить его.
Тип урока
урок обобщающего повторения
Формы работы учащихся
Коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
Проектор, экран, компьютеры (с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся)
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1.
Организационный момент
Приветствие (отметить настрой ребят на хорошую работу).
Подготовленный ученик знакомит всех с правилами, составленными им, по которым класс будет работать на уроке
2 мин.
2.
Мотивация.
Целеполага-ние.
Сообщает, что пришла срочная телеграмма (ученик читает).
Ученик читает:
Ученики формулируют цель урока:
определить особенности употребления в речи глаголов разных наклонений.
1 мин.
3.
Теоретическая разминка
1-ая преграда на вашем пути – постовая служба «Стой, кто идет?!» Чтобы попасть в царство, вы должны сообщить пароль: сведения о глаголе.
Учащиеся выбирают вариант ответа для каждого предложения. Потом выполняют проверку. Неверные варианты указаны красным цветом. У детей есть возможность исправить ошибку.
3 мин.
4.
Лексико-орфографическая работа
Следующая остановка «Подскажи словечко».
Задание: вы должны составить словосочетания, используя глаголы с приставками на з/с.
Задания по группам. Каждая группа составляет словосочетания, потом устно озвучивают ответы.
5 мин.
5.
Индивидуальное задание
У доски 1 человек работает со словами:
привыкайте
приглядывайтесь
прислушивайтесь
прикладывайтесь
(Определить наклонение глаголов).
Проговариваем правило правописания этих приставок.
Проверка работы у доски.
2 мин.
6.
Работа по развитию речи
Мы с вами оказались на станции «Поэтической» (Стихотворение В.Шефнера «Миг»).
Давайте послушаем выразительное чтение стихотворения и подумаем, о чем оно, какова его главная мысль?
К чему призывает нас автор? Почему автор назвал стихотворение именно так, а не мгновенье, например?
- Как вы понимаете выражение: «Впадайте в изумленье»? Подберите синонимы.
Чтение стихотворения В.Шефнера «Миг». Ответы на вопросы по стихотворению.
3 мин.
7.
Орфографическая работа
Поработаем с орфограммами в тексте
Назовите, какие орфограммы встретились в глаголах?
Запишите 2-ое предложение, выполните синтаксический разбор.
- Каких знаков препинания не хватает во второй строфе?
(Запятые при однородных сказуемых).
Учащиеся выполняют орфографический разбор
7 мин.
8.
Актуализация изученного материала.
Употребление глаголов в речи.
Говоря о мгновении, о настоящем, давайте вспомним, к какому наклонению относятся глаголы настоящего времени, как они изменяются?
Из какой сказки взяты примеры? Глаголы каких наклонений были использованы и почему?
Дети рассказывают о наклонениях глагола.
Сначала ученики выполняют задание, связанное с понятиями условного, изъявительного и повелительного наклонений.
Выполняя тест, ученики по данным признакам определяют вид наклонения. В случае ошибки они имеют возможность ответить еще раз.
Потом выполняют тесты, определяя наклонение у глаголов.
5 мин.
9.
Практическое задание
Запишите 2-3 предложения о своих мечтах. Начните так: Если бы я был…».
Как образуется сослагательное наклонение и что означает?
-Мечтать, конечно, хорошо. Но народная мудрость гласит: «Если бы да кабы, да во рту росли грибы, тогда был бы не рот, а целый огород».
Мы приблизились к станции «Народная мудрость».
Ученики составляют предложения, зачитывают ответы.
5 мин.
10.
Проверка домашнего задания
Поделитесь народной мудростью с товарищем, пусть он определит наклонение глагола.
-Глаголы какого наклонения встречаются в пословицах чаще?
Народ в пословицах использует преимущественно форму повелительного наклонения. Вспомним, какие формы оно имеет.
Ученик называет того, кто будет отвечать, произносит пословицу, проверяет правильность ответа.
Дети отвечают, как образуется повелительное наклонение. Приводят свои примеры по аналогии с предложенными в таблице.
7 мин.
11.
12.
Контроль усвоения практических навыков
Выставление оценок. Домашнее задание
4. http://www.fcior.edu.ru/card/23643/pravopisanie-form-nakloneniy.html
5. http://www.fcior.edu.ru/card/13334/naklonenie-glagola-upotreblenie-nakloneniy-k2.html
В заключение вспомним о правописании форм наклонений. Выполните задание.
Ученикам предлагается дома выполнить тест по определению наклонений глаголов
Ученики выполняют задания: 1 – они должны вставить «ь» в глаголах повелительного наклонения. При необходимости они могут воспользоваться рубрикой «комментарий», в которой есть подсказка, когда пишется «ь». После выполнения они нажимают кнопку «подтвердить ответ» и получают результат. Потом переходят ко второму заданию: правописание частицы «бы».
Учащиеся могут воспользоваться справкой, где содержится вспомогательный теоретический материал. Они определяют наклонения глаголов, в конце работы указывается. Сколько баллов они набрали.
5 мин.
1 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
«Наклонения глаголов»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
2.
3.
4.
5.
«Понятие о глаголе»
«Наклонения глагола»
"Выражение волеизъявления"
«Правописание форм наклонения глаголов»
«Наклонения глагола. Употребление наклонений»
Тест включает 3 задания, обучающая цель которых:
1) систематизировать общие знания о глаголе как о части речи;
2) получить представление о значениях глагола; 3) обратить внимание на то, что, несмотря на многообразие значений, принятая характеристика глагола "обозначает действие".
Тест включает 2 задания, обучающая цель которых: 1) выучить определения наклонений глагола; 2) научиться видеть в тексте глаголы в формах разных наклонений.
Интерактивная гипертекстовая трёхуровневая таблица, систематизирует способы выражения волеизъявления, открывающиеся вложения содержат текстовые комментарии и дополнительные примеры.
Электронный учебный модуль контрольного типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме "Правописание форм наклонений".
В данном модуле содержится контроль по теме "Наклонение глагола. Употребление наклонений".
Тест
Тест
Мультимедиа
Модуль
Модуль
http://www.fcior.edu.ru/card/23643/pravopisanie-form-nakloneniy.html
http://www.fcior.edu.ru/card/13334/naklonenie-glagola-upotreblenie-nakloneniy-k2.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ