Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука р в связной речи»



ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»










Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука р в связной речи».

















подготовила

учитель-логопед

Ишкова Ольга Васильевна







Ставрополь

2012



Тема: «Автоматизация звука «р» в связной речи».

Цель: научить правильному произношению звука «р» в связной речи.

Задачи:

образовательные:

- добиваться правильного произношения звука «р» в словах, фразах, стихах, рассказах;

-уточнить словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Овощи»;

-вырабатывать технику чтения;

-развивать связную речь.

Коррекционные:

-закрепить правильный артикуляционный уклад на звук «р»;

-развивать фонематическое и зрительное восприятие;

-развивать грамматический строй речи;

-развивать память, мышление.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.

Оборудование: карточки с буквой р, предметные картинки, кукла Буратино.


Ход занятия.

1.Орг. момент.

Над каким звуком мы работаем? (над звуком р)

2.Артикуляционная гимнастика.

«Лягушки».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.


«Слонёнок.

А теперь слонёнок я

Хоботок есть у меня

«Маляр»

Красить комнаты пора

Пригласили маляра.


«Лошадка»

Я – лошадка серый бок,

Я копытцами стучу,

Если хочешь – прокачу.


3.Выявление темы.

-Какой звук повторяется в словах роза, корова, топор? (р)


4.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.

-Какой артикуляционный уклад требуется для правильного произношения звука «р»? (рот приоткрыт, кончик языка на альвеолах за верхними зубами, вибрирует, боковые края языка прижаты к боковым зубам).

- Назови звук этой буквы (показываю р).

- Покажи букву звука «р».



5.Фонетическая пятиминутка.


1)Ра-ра-ра – высокая гора.

Ро-ро-ро – старое перо.

Ру-ру-ру – ручку я беру.

Ар-ар-ар – в небе красный шар.

Ор-ор-ор – выступает хор.

2)Счёт от 1 до 10 (одна рыба, одна корова, один топор).

3)Повторить скороговорку:


Три вороны на воротах, три сороки на пороге, а воробей на дороге.


6.Развитие фонематического восприятия.

1)поднять карточку с буквой р на слова: картофель, барабан, куст, труба, клубника, тетрадь, волк, бабушка, корова.

2)подобрать предметные картинки, в названии которых есть звук «р».


7.Автоматизация звука «р».

1) Дать ответы на вопросы:

Кто даёт молоко? (корова)

Кто плавает в пруду? (рыба)

Кто ловит рыбу? (рыбак)

Чем рубят дрова? (топором)

Кто каркает? (ворона)

Кто работает в магазине? (продавец)

2) Отгадать загадку, определить местоположение звука «р» в отгадке? (начало, середина или конец слова).

Богатырь идёт железный

Но работник он полезный,

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной.

(трактор)


Растут на грядке зелёные ветки

А на них красные детки.

(помидоры)


Посреди двора стоит копна

Спереди – вилы, сзади - метла.

(корова)

Деревянные подружки

Скачут по его макушке,

Бьют его, а он гремит,

В ногу шагать велит.

(барабан).


3) Назвать со звуком «р» овощи: (картофель, помидоры, огурцы…);

диких животных: (тигр, крокодил, зебра, кенгуру);

птиц: (ворона, воробей, сорока, жаворонок….).

8.Развитие связной речи.

- Вот ворона. Давай с тобой составим про неё рассказ.

-Ворона перелётная или зимующая птица? (зимующая)

-Чем покрыто тело вороны? (перьями)

-Какого цвета её перья? (чёрного)

-Какой у вороны клюв? (острый)

-Как зовут птенцов вороны? (воронята)

-Прочитай, какой рассказ у нас получился.


«Ворона».

Ворона – зимующая птица. Тело вороны покрыто чёрными перьями. Клюв у вороны большой и крепкий. Птенцов вороны называют воронятами.


9.Домашнее задание.

Выучить наизусть скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка.


10.Итог занятия.

-Над каким звуком мы работали? Назови слова со звуком р.




















Литература.


1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М., 1990.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2001.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов: Пособие для логопеда - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков: Пособие для логопедов. - М., 1999.

5. Сланская А.Е. 100 загадок обо всём - Юнипресс 2006.








































Приложение.


Р


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ