Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по тема: «Безударные личные окончания глаголов»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по тема: «Безударные личные окончания глаголов»
Подготовила:
Порватова Светлана Александровна
учитель начальных классов МАОУ
«СОШ № 12 с УИОП» г. Губкина
г. Губкин
2012 год
Цель урока: - закрепить знания о глаголе как части речи;
-развивать устную и письменную связную речь;
- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А. С. Пушкина.
Оборудование: сказки А.С. Пушкина; игрушка Черномор; карточки со словами—исключениями; карточки—опорные слова; учебник «Русский язык» 4 класс.
Ход урока
I. Целевая установка
Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится.
Наш урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим о глаголах. Вы уже научились грамотно писать окончания глаголов. Сегодня мы их повторим.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте — море, волны плещут (все это изображено на доске), открывайте глаза — ветер по морю гуляет ...
Дети.
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
У. Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку это сказка, то и «завести» корабль можно только сказочным путем. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажете все о глаголе.
На доске: глагол
— Итак, что вы знаете о глаголе?
Д. Глагол — это часть речи, обозначает действие предмета.
— Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
— Изменяется по числам, лицам, временам, родам, имеет спряжение.
— В предложении чаще всего бывает сказуемым. У. Молодцы. Ну что ж, поплыли?
II. Словарная работа
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
И вдруг нам навстречу —
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
Сними дядька...
Д. Черномор.
Учитель ставит на стол Черномора (игрушка).
У. Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам прочитает, надо найти глагол, записать его, выделив все окончания и приставки. Работа проходит с комментированием.
У. Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Д. Глагол ломит II спряжения, окончание ит.
— Глагол сгибает I спряжения, окончание ет, приставка с.
У. Плещешь ты, куда захочешь
Ты морские камни точишь.
Д. Глагол плещешь I спряжения, окончание ешь.
— Глагол захочешь II спряжения, окончание ешь, приставка за.
— Глагол точишь II спряжения, окончание ишь.
У. Я хотела вам добавить три глагола для самостоятельного разбора: морозит, хохочет, хватаем.
Д. Глагол морозит II спряжения, окончание ит.
— Глагол хохочет I спряжения, окончание ет.
— Глагол хватаем I спряжения, окончание ем.
III. Работа со словами-исключениями
У. Молодцы, продолжаем путешествие.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?
Д. Ель в лесу, под елью дом
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые...
На доске картинка: белки.
У. В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение. Давайте попробуем их отыскать.
По мере того как ребята отгадывают глаголы-исключения, учитель записывает их на доске.
У. К морю лишь подходит он
Вот и слышит будто стон..
Д. Глагол слышит.
У. Запишите этот глагол в 1-м лице множественного числа.
Д. Слышим, окончание им.
У. Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей...
Д. Глаголы смотрит, видит.
У. Поставьте эти глаголы во 2-м лице единственного числа.
Д. Смотришь, окончание ишь.
— Видишь, окончание ишь.
У. Их он кормит и поит
И ответ держать велит..
Д. Глагол держать.
У. Поставьте этот глагол в 3-м лице множественного числа.
Д. Держат, окончание ат.
У. Следующий глагол спрятался, его очень трудно отыскать. Но попробуйте. Комаром оборотился
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Д. Это глагол догнал.
У. Молодцы! Правильно. Запишите этот глагол в 3-м лице множественного числа.
Д. Гонят, окончание ят.
У. И царица хохотать,
И течами пожимать,
И подмигивать глазами.
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...
Д. Это глагол вертеться,
У. Запишите его во 2-м лице множественного числа.
Д. Вертите, окончание ите.
У. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
Д. Глагол терпеть.
У. Поставьте его в 3-м лице единственного числа.
Д. Терпит, окончание ит.
У. Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Д. Глагол дышала.
У. Поставьте его в 1-м лице множественного числа.
Д. Дышим, окончание им.
У. Какие еще глаголы-исключения мы не назвали?
Д. Обидеть, ненавидеть, зависеть.
IV. Физкультминутка
Если учитель называет глагол I спряжения, то дети приседают, если глагол II спряжения, то поднимают руки вверх.
V. Работа с учебником
V. Ребята, прислушайтесь:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют...
Рыбка нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: страница 74, упражнение 183. Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу с комментированием.
Дети выполняют задание.
— Далее будем работать по вариантам. Первому варианту — придумать предложение со словом светить, второму — играть
Дети выполняют задание. Проверка идет выборочно,
VI. Домашнее задание
Выписать любой отрывок из сказки А.С, Пушкина, указать спряжение.
VII. Подведение итогов по этой части урока
VIII. Работа по развитию речи
У. Продолжаем путешествие.
Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Султана...
А в царстве славного Султана:
Петушок с высокой спицы
Стережет его границы...
На доске картинка: петушок.
Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. Вспомните, какое любимое время года у Александра Сергеевича? Д. Осень.
У. Подтвердите это строчкой из стихотворения. Д. «Люблю я пышное природы увяданье».
У. Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце,
снег лежит
Или:
Опрятней модного паркета
Блистает, льдом одета... И вдруг:
Буря Мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет.То заплачет, как дитя...
Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!
А теперь попробуйте своими словами описать зиму. Вчера мы с вами ходили на прогулку в парк. Видели зимнее небо, зимние дорожки, зимние деревья. А сейчас вы напишете сочинение-наблюдение на тему «Прогулка в зимнем парке». К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче и ваш рассказ получился интересным.
На доске записаны опорные слова:
гулять, укутать, одеть, расстелить ковер
Проверка проходит выборочно.
— Вот и сказке конец, а кто слушал...
Д. Молодец.
У. А вместе со сказкой закончился и наш урок.
IX. Подведение итогов по всему уроку
Литература.
1. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
2. Русский язык. Дидактический материал. 4 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ