Урок урока по теме "Уменьшительно-ласкательные суффиксы"



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Камышин

Волгоградская область.















Конспект урока , проведенного с группой учащихся 3 – х классов. имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме « Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса ИЩ».



















Подготовила учитель – логопед 1 категории

Дунаева Надежда Николаевна.









2012 год



Цели урока.

Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.

Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья : чуткость к слову и его формам.

Коррекционно- воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося, предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям, через сказкотерапию.

Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли

гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.

- Повторите за мной.

Ень, ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».

Вы, вы, вы, вы - будем все мы вежливы.

Те, де, де, те – и услышим «здравствуйте».

Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.



  1. Развитие мелкой моторики пальцев.

Я мячом круги катаю.

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сдуваю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

И теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.



  1. Актуализация опорных знаний:

- Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова).

-Послушай слова и назови лишнее.

Улетать, летний летчик, самолет.

Весна, весовая, веснушка.

Конница, кони, подоконник, конюшня.

Год, годовой, пригодился.



  1. Формирование новых понятий.

( Работа у доски и на карточке).

А ) - Любите ли вы сказки ? - Сейчас я вам расскажу сказку.

Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.

А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. Не большой, но и не маленький – в 5 этажей. пятиэтажный дом. (Слайд №2). А рядом стоял высоченный дом-башня. Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!

И вот однажды ночью, когда все люди спали , дом заговорил с башней : как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Слайд № №3).( Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника суффикса, рядом с которыми их « имена » Дом, - ИЩ –. Прочитайте. что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-. Это окончание слова ДОМИЩЕ. Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушай те, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит. Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно. Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем? (Слайд №4).

Правильно, ДОМИК. Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК. (Слайд №5). Какая у них общая часть ? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки .В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ, правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН-.

- А теперь составь волшебную историю сам. ( Жил-был кот ….).

- Допишите слова на карточке.

Дом, домище, домик.

Кот, кот…е, кот….

Стол, стол…е, стол….

Лист, лист…е, лист….

Енот, енот…е, енот….

- Выделите суффикс.



-Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?

-Верно, суффикс . А какой суффикс ? ( - ИК - ).

-Какой суффикс называет большущий предмет? (- ИЩ - ).

-Конечно же, вы догадались, что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами).

-Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (Новые слова).

- Где он находится в слове? ( После корня).

На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного

фольклора.

-Что такое народный фольклор? ( Это народная мудрость ). Слайд №6.

Какие произведения народного творчества вы знаете? ( Сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки).

Б) Работа с загадкой. Слайд№7.

- Какие загадки вы знаете? (« Колобок», « Курочка Ряба»).

- Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,

не договаривая того, что нужно.

- Отгадайте одну из них.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? ( Весной).

-Как догадались, что это весна? ( Тает снег, оживает луг).

- Придумайте слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом. ( Веснушка).

- Что такое веснушка? ( Это маленькие точки на лице).

- Какая часть помогла сделать это? ( Суффикс).

- Какой суффикс – Волшебник в этом слове? ( УШК).



В ) Слого-звуковой анализ слова Веснушка.

- Сколько в слове гласных. (Три).

- Сколько согласных? (Пять).

- Сколько слогов? (Три). Почему? ( Так как в слове 3 гласных звука ).

- Выложи схему слова. Поставь ударение.

- Какое слово спряталось в слове ВЕСНУШКА? (ВЕС).

- Что такое ВЕС? ( Это масса груза ).

- Добавьте звук Ы в конце слова. ( ВЕСЫ ).

- Что такое ВЕСЫ? ( Приспособление для взвешивания).

- Добавьте слог ТИ в конце слова ВЕС. ( ВЕСТИ).

- Что такое ВЕСТИ? ( Это сообщение о чем-то) .

- Добавьте слог НА в начале слова. ( НАВЕС).

- Что такое НАВЕС? ( Это крыша).

- Какие 3 новых слова мы получили? ( ВЕСЫ, ВЕСТИ, НАВЕС).

- Подберите еще родственные слова к слову ВЕСНА. (ВЕСЕННИЙ, ВЕСНЯК, ВЕСНЯНКА).

- Что такое ВЕСНЯК? ( Это юго- восточный ветер ).

- Запишите слова.

- Выделите корень в этих словах. (- ВЕСН- ).

- Какая часть слова помогла назвать слово ВЕСНА ласково? ( Суффикс -УШК -) .



Г) Работа с потешками.

( Работа по карточкам).

- Что такое потешки? ( Это веселые стихи для детей).

Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими

детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих

товарищей.

- Вспомните одну из них. ( Петушок, петушок, золотой гребешок…).

-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по – другому. Слайд№8.

- Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова

на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.

( Текст на доске и у каждого ученика на карточке).

Дождь, дождь посильней – Дождик, дождик посильней-

Будет трава зеленей. Будет травка зеленей.

Вырастут цветы Вырастут цветочки

На нашем лугу. На нашем лужочке.

Дождь, дождь, пуще, Дождик, дождик, пуще,

Расти трава гуще. Расти травка гуще.

-Понравилась ли вам потешка теперь? (Да.) Слайд №9.

- Какая часть слова помогла нам сделать потешку интереснее? (Суффикс).

- Оденьте на суффиксы шапочки.

-Назовите, какие суффиксы называют предмет ласково,

или показывают, что предмет маленький. ( -ОЧК -, - К -, - ИК - ).



5.Физминутка.

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти.

Темя, плечи, шея, грудь

И животик не забудь.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два

И мочки две.

Брови, скулы и виски.

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот, что знаем мы с тобой.



6.Закрепление полученных знаний.

А) Волшебники заблудились. Верните их на место.

( Работа по карточкам ).

-А эти слова, которые вы сейчас отгадаете, часто встречаются в русском народном фольклоре. (Слайд №10).

- Давайте вернем суффиксы на место и мы узнаем , что это за слова. (Слайд №11).

ЛЕС ЕЧК а ЛЕС…..(ОК)

ЧАС ЫШК О ЧАС…..(ИК)

ЗВЕЗД ОК ЗВЕЗД…..(ОЧК)а

ЛЯГУШ ИК ЛЯГУШ…..(ЕЧК)а

СОЛН ОЧК а СОЛН….(ЫШК)о

- С помощью каких суффиксов назвали предметы ласково ? (ОК, ИК, ОЧК, ЕЧК, ЫШК).



Б) Работа над сказками.

-Еще один вид народного творчества – сказка.

- Какие сказки вы знаете? ( « Колобок», « Три медведя »).

- Что такое сказка? ( Это волшебное произведение).

-Да. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.

Есть в них и волшебство, и фантастические персонажи. Сказки доступным

языком рассказывают о жизни, учат добру, показывают выход из сложных ситуаций.

Отгадайте, из каких сказок эти отрывки. Выпишите только те слова, в которых

есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Оденьте на них шапочки.

Чтение логопедом отрывков из сказок. ( Работа у доски и в тетрадях).



- Жил-был старик со старухой, у них было три сына : двое умных, третий – Иванушка-дурачок .

( ИванУШКа - дураЧОК). Слайд №12.

-Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.

( репКа).Слайд №13.

- Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек .

( СнегурОЧКе, холодОК ,дождиЧЕК ). Слайд №14.

- Съел петушок бобовое зернышко и подавился .

( петушОК, зернЫШКо). Слайд №15.

- Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушке

гостинцев отнесу. А Машеньке того и надо.

( бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе). Слайд №16.

- Какие еще волшебники-суффиксы нам встретились? (ЕНЬК, ЧЕК).

- Как звучат слова с этими суффиксами? (Ласково).



В) Работа с пословицами и поговорками. Слайд№17.

( Работа у доски и в тетрадях).

- Мудрость, собранная многими поколениями, созданная народом,

точные и меткие выражения - это пословицы и поговорки.

- Давайте прочитаем пословицы и выберем только ту, в которой

встречаются слова с уменьшительно - ласкательным значением.

-. Запишите эту пословицу. Оденьте на суффиксы шапочки.



Весна – пробуждение ото сна.

Солнышко садится – у работника живот веселится.

(Выписывается вторая пословица, выделяется суффикс-ЫШК-).

- Как понимаете смысл пословицы? (Когда заканчивается работа, человек может спокойно принять пищу).



Г ) Работа со скороговоркой. Слайд №18.

-Еще один жанр русского народного фольклора – скороговорки.

- Что такое скороговорка? ( Это стихи для исправления звукопроизношения).

Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза,

построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношения

слов.

-Послушайте скороговорку. Прочитайте ее еще раз сами.

На осинке росинки засверкали утром перламутром.

Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение?

(Осинки, росинки).

Какой звук в ней чаще всего повторяется? ( Звук Р), (Звук С).

Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.



7. Рефлексия.

- Кто был главным на нашем уроке? ( Уменьшительно-ласкательные суффиксы ).

-Для чего служат суффиксы? ( Для образования новых слов ).

-Давайте вспомним все уменьшительно – ласкательные суффиксы и вырастим их на дереве. (Суффиксы называются учащимися и помещаются на дерево.)

(Это суффиксы - ик -,-ек -, -к-, -оньк-, еньк-,- очк-, -ечк-,-ушк-,- ышк-).



Список использованной литературы .



  1. Занимательное азбуковедение . Москва .Просвещение. 1998.

  2. Занимательная грамматика.Москва.Знание.1995.

  3. Русские народные потешки, пословицы, поговорки. Москва, 1990. Просвещение



Использованные Интернет-ресурсы.

1. http://images.yandex.ru/













































Карточка к уроку.



УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ.

(- ИК -, -ЕК- , - ОК - , - К - , -УШК - , - ЮШК - , -ЫШК - , - ОЧК - ,- ЕЧК - ,

- ОНЬК -, - ЕНЬК - ) , СУФФИКС – ИЩ - .

1. Образуй новые слова при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса – ИК - , суффикса – ищ -.



Дом – дом……, дом…….

Кот - кот……, кот…….

Стол - стол……, стол…….

Лист - лист……, лист…….

Енот - енот……, енот…….



2. Отгадай загадку.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Образу-й от слова отгадки слово с уменьшительно – ласкательным

суффиксом.

А) - Проведи звукослоговой анализ слова, которое получится.

-------------------------------------------------------------------------------

Б) - Подбери еще родственные однокоренные слова к этому слову.

Весна, ………………………………………………………………………………………………………

В) - Какие еще слова в загадке называют предметы ласково?

Выдели суффикс, надень шапочки.

3. Измени слова, поставь в слова уменьшительно-ласкательные

суффиксы.

Дожд…, дожд… посильней

Будет трав…а зеленей.

Вырастут цвет……и

На нашем луж……е.

Дожд…, дожд… пуще

Расти трав…а гуще.

4. Волшебники заблудились. Верни их на место.

- лес ЕЧКа - лес…

- час ЫШК о - час…

- звезд ОК - звезд…

- лягуш ИК - лягуш…

- солн ОЧК а - солн…









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ