Урок урока по теме "Уменьшительно-ласкательные суффиксы"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Камышин
Волгоградская область.
Конспект урока , проведенного с группой учащихся 3 – х классов. имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме « Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса ИЩ».
Подготовила учитель – логопед 1 категории
Дунаева Надежда Николаевна.
2012 год
Цели урока.
Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.
Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья : чуткость к слову и его формам.
Коррекционно- воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося, предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям, через сказкотерапию.
Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли
гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.
- Повторите за мной.
Ень, ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».
Вы, вы, вы, вы - будем все мы вежливы.
Те, де, де, те – и услышим «здравствуйте».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.
Развитие мелкой моторики пальцев.
Я мячом круги катаю.
Взад, вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сдуваю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
И теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Актуализация опорных знаний:
- Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова).
-Послушай слова и назови лишнее.
Улетать, летний летчик, самолет.
Весна, весовая, веснушка.
Конница, кони, подоконник, конюшня.
Год, годовой, пригодился.
Формирование новых понятий.
( Работа у доски и на карточке).
А ) - Любите ли вы сказки ? - Сейчас я вам расскажу сказку.
Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. Не большой, но и не маленький – в 5 этажей. пятиэтажный дом. (Слайд №2). А рядом стоял высоченный дом-башня. Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!
И вот однажды ночью, когда все люди спали , дом заговорил с башней : как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Слайд № №3).( Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника суффикса, рядом с которыми их « имена » Дом, - ИЩ –. Прочитайте. что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-. Это окончание слова ДОМИЩЕ. Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушай те, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит. Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно. Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем? (Слайд №4).
Правильно, ДОМИК. Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК. (Слайд №5). Какая у них общая часть ? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки .В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ, правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН-.
- А теперь составь волшебную историю сам. ( Жил-был кот ….).
- Допишите слова на карточке.
Дом, домище, домик.
Кот, кот…е, кот….
Стол, стол…е, стол….
Лист, лист…е, лист….
Енот, енот…е, енот….
- Выделите суффикс.
-Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
-Верно, суффикс . А какой суффикс ? ( - ИК - ).
-Какой суффикс называет большущий предмет? (- ИЩ - ).
-Конечно же, вы догадались, что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами).
-Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (Новые слова).
- Где он находится в слове? ( После корня).
На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.
-Что такое народный фольклор? ( Это народная мудрость ). Слайд №6.
Какие произведения народного творчества вы знаете? ( Сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки).
Б) Работа с загадкой. Слайд№7.
- Какие загадки вы знаете? (« Колобок», « Курочка Ряба»).
- Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,
не договаривая того, что нужно.
- Отгадайте одну из них.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? ( Весной).
-Как догадались, что это весна? ( Тает снег, оживает луг).
- Придумайте слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом. ( Веснушка).
- Что такое веснушка? ( Это маленькие точки на лице).
- Какая часть помогла сделать это? ( Суффикс).
- Какой суффикс – Волшебник в этом слове? ( УШК).
В ) Слого-звуковой анализ слова Веснушка.
- Сколько в слове гласных. (Три).
- Сколько согласных? (Пять).
- Сколько слогов? (Три). Почему? ( Так как в слове 3 гласных звука ).
- Выложи схему слова. Поставь ударение.
- Какое слово спряталось в слове ВЕСНУШКА? (ВЕС).
- Что такое ВЕС? ( Это масса груза ).
- Добавьте звук Ы в конце слова. ( ВЕСЫ ).
- Что такое ВЕСЫ? ( Приспособление для взвешивания).
- Добавьте слог ТИ в конце слова ВЕС. ( ВЕСТИ).
- Что такое ВЕСТИ? ( Это сообщение о чем-то) .
- Добавьте слог НА в начале слова. ( НАВЕС).
- Что такое НАВЕС? ( Это крыша).
- Какие 3 новых слова мы получили? ( ВЕСЫ, ВЕСТИ, НАВЕС).
- Подберите еще родственные слова к слову ВЕСНА. (ВЕСЕННИЙ, ВЕСНЯК, ВЕСНЯНКА).
- Что такое ВЕСНЯК? ( Это юго- восточный ветер ).
- Запишите слова.
- Выделите корень в этих словах. (- ВЕСН- ).
- Какая часть слова помогла назвать слово ВЕСНА ласково? ( Суффикс -УШК -) .
Г) Работа с потешками.
( Работа по карточкам).
- Что такое потешки? ( Это веселые стихи для детей).
Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими
детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих
товарищей.
- Вспомните одну из них. ( Петушок, петушок, золотой гребешок…).
-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по – другому. Слайд№8.
- Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова
на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
( Текст на доске и у каждого ученика на карточке).
Дождь, дождь посильней – Дождик, дождик посильней-
Будет трава зеленей. Будет травка зеленей.
Вырастут цветы Вырастут цветочки
На нашем лугу. На нашем лужочке.
Дождь, дождь, пуще, Дождик, дождик, пуще,
Расти трава гуще. Расти травка гуще.
-Понравилась ли вам потешка теперь? (Да.) Слайд №9.
- Какая часть слова помогла нам сделать потешку интереснее? (Суффикс).
- Оденьте на суффиксы шапочки.
-Назовите, какие суффиксы называют предмет ласково,
или показывают, что предмет маленький. ( -ОЧК -, - К -, - ИК - ).
5.Физминутка.
Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два
И мочки две.
Брови, скулы и виски.
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.
6.Закрепление полученных знаний.
А) Волшебники заблудились. Верните их на место.
( Работа по карточкам ).
-А эти слова, которые вы сейчас отгадаете, часто встречаются в русском народном фольклоре. (Слайд №10).
- Давайте вернем суффиксы на место и мы узнаем , что это за слова. (Слайд №11).
ЛЕС ЕЧК а ЛЕС…..(ОК)
ЧАС ЫШК О ЧАС…..(ИК)
ЗВЕЗД ОК ЗВЕЗД…..(ОЧК)а
ЛЯГУШ ИК ЛЯГУШ…..(ЕЧК)а
СОЛН ОЧК а СОЛН….(ЫШК)о
- С помощью каких суффиксов назвали предметы ласково ? (ОК, ИК, ОЧК, ЕЧК, ЫШК).
Б) Работа над сказками.
-Еще один вид народного творчества – сказка.
- Какие сказки вы знаете? ( « Колобок», « Три медведя »).
- Что такое сказка? ( Это волшебное произведение).
-Да. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.
Есть в них и волшебство, и фантастические персонажи. Сказки доступным
языком рассказывают о жизни, учат добру, показывают выход из сложных ситуаций.
Отгадайте, из каких сказок эти отрывки. Выпишите только те слова, в которых
есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Оденьте на них шапочки.
Чтение логопедом отрывков из сказок. ( Работа у доски и в тетрадях).
- Жил-был старик со старухой, у них было три сына : двое умных, третий – Иванушка-дурачок .
( ИванУШКа - дураЧОК). Слайд №12.
-Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
( репКа).Слайд №13.
- Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек .
( СнегурОЧКе, холодОК ,дождиЧЕК ). Слайд №14.
- Съел петушок бобовое зернышко и подавился .
( петушОК, зернЫШКо). Слайд №15.
- Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушке
гостинцев отнесу. А Машеньке того и надо.
( бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе). Слайд №16.
- Какие еще волшебники-суффиксы нам встретились? (ЕНЬК, ЧЕК).
- Как звучат слова с этими суффиксами? (Ласково).
В) Работа с пословицами и поговорками. Слайд№17.
( Работа у доски и в тетрадях).
- Мудрость, собранная многими поколениями, созданная народом,
точные и меткие выражения - это пословицы и поговорки.
- Давайте прочитаем пословицы и выберем только ту, в которой
встречаются слова с уменьшительно - ласкательным значением.
-. Запишите эту пословицу. Оденьте на суффиксы шапочки.
Весна – пробуждение ото сна.
Солнышко садится – у работника живот веселится.
(Выписывается вторая пословица, выделяется суффикс-ЫШК-).
- Как понимаете смысл пословицы? (Когда заканчивается работа, человек может спокойно принять пищу).
Г ) Работа со скороговоркой. Слайд №18.
-Еще один жанр русского народного фольклора – скороговорки.
- Что такое скороговорка? ( Это стихи для исправления звукопроизношения).
Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза,
построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношения
слов.
-Послушайте скороговорку. Прочитайте ее еще раз сами.
На осинке росинки засверкали утром перламутром.
Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение?
(Осинки, росинки).
Какой звук в ней чаще всего повторяется? ( Звук Р), (Звук С).
Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.
7. Рефлексия.
- Кто был главным на нашем уроке? ( Уменьшительно-ласкательные суффиксы ).
-Для чего служат суффиксы? ( Для образования новых слов ).
-Давайте вспомним все уменьшительно – ласкательные суффиксы и вырастим их на дереве. (Суффиксы называются учащимися и помещаются на дерево.)
(Это суффиксы - ик -,-ек -, -к-, -оньк-, еньк-,- очк-, -ечк-,-ушк-,- ышк-).
Список использованной литературы .
Занимательное азбуковедение . Москва .Просвещение. 1998.
Занимательная грамматика.Москва.Знание.1995.
Русские народные потешки, пословицы, поговорки. Москва, 1990. Просвещение
Использованные Интернет-ресурсы.
1. http://images.yandex.ru/
Карточка к уроку.
УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ.
(- ИК -, -ЕК- , - ОК - , - К - , -УШК - , - ЮШК - , -ЫШК - , - ОЧК - ,- ЕЧК - ,
- ОНЬК -, - ЕНЬК - ) , СУФФИКС – ИЩ - .
1. Образуй новые слова при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса – ИК - , суффикса – ищ -.
Дом – дом……, дом…….
Кот - кот……, кот…….
Стол - стол……, стол…….
Лист - лист……, лист…….
Енот - енот……, енот…….
2. Отгадай загадку.
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Образу-й от слова отгадки слово с уменьшительно – ласкательным
суффиксом.
А) - Проведи звукослоговой анализ слова, которое получится.
-------------------------------------------------------------------------------
Б) - Подбери еще родственные однокоренные слова к этому слову.
Весна, ………………………………………………………………………………………………………
В) - Какие еще слова в загадке называют предметы ласково?
Выдели суффикс, надень шапочки.
3. Измени слова, поставь в слова уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Дожд…, дожд… посильней
Будет трав…а зеленей.
Вырастут цвет……и
На нашем луж……е.
Дожд…, дожд… пуще
Расти трав…а гуще.
4. Волшебники заблудились. Верни их на место.
- лес ЕЧКа - лес…
- час ЫШК о - час…
- звезд ОК - звезд…
- лягуш ИК - лягуш…
- солн ОЧК а - солн…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ