Конспект урока русского языка для 4 класса "Притяжательные имена прилагательные"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Притяжательные имена прилагательные»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2012
Цель: создать условия для первоначального ознакомления с притяжательными именами прилагательными.
Задачи:
пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;
способствовать выработке умения находить притяжательные прилагательные в тексте, определять разряд прилагательных по значению и грамматическим признакам;
способствовать формированию умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из сообщения учителя.
Оборудование: схемы, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Определение темы урока, постановка целей и задач урока
- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (Ученые, исследователи, открыватели) Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да) Какое открытие, исследование мы можем с вами провести на уроке русского языка? (продолжим изучение имени прилагательного)
- Соберите все свои силы, все внимание – и вперед, к новым исследованиям и открытиям.
-Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Чтобы нам хорошо работалось нужно активизировать наш организм, для этого мы сделаем массаж ушных раковин.
Дети массируют ушные раковины.
-Итак, мы готовы к работе.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. - Прежде чем приступить к практической части нашего урока, я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете теорию. Сейчас я буду называть различные высказывания. Если вы согласны с утверждением - обводите его номер в кружок, если нет – зачеркиваете.
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
Род имен прилагательных зависит от глагола.
Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
По падежу существительного можно определить падеж прилагательного.
В предложении прилагательное может быть только определением.
- Проверьте свои работы. Самопроверка.
- Что такое имя прилагательное? От какой части речи зависит прилагательное? Как называется такая связь? Как изменяются имена прилагательные? Каким членом предложения может быть прилагательное?
- На предыдущих уроках мы с вами уже сделали открытие и выяснили, что прилагательные делятся на несколько групп – разрядов. Какие разряды прилагательных вы знаете? (качественные и относительные. Что вы можете о них сказать?
Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.
Качественные – больше или меньше чего - то
Относительные – из чего – то
III. Этап усвоения знаний и способов действий.
- Проверим, как вы умеете определять разряд прилагательного. Работаем в парах. Разделите прилагательные на группы надписав сверху цифры. Что у вас получилось? Запишите прилагательные по вариантам: 1 вариант – качественные, 2 вариант – относительные.
Зелёный, городской, ночной, холодный, бабушкин, горячий, сосновый.
- Какое прилагательное осталось невыписанным? Почему? (оно не входит ни в один из известных разрядов, значит, у прилагательных есть еще разряд, который мы не знаем).
- Совершенно верно, ребята, есть еще один разряд прилагательных. А вот какими особенностями обладает эта группа прилагательных мы постараемся догадаться, прослушав шуточное стихотворение.
Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.
- Что вы можете сказать об этой новой группе прилагательных? Каким свойством они обладают?
- Такие прилагательные называют притяжательными.
Притяжательные – чьи – то
- Следовательно, какая у нас сегодня тема урока? («Притяжательные прилагательные»)
- Вернемся к нашему стихотворению. Давайте найдем в нем прилагательные новой группы. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
- Давайте постараемся сформулировать правило о притяжательных именах прилагательных.
- Откройте учебники на с. 124, урок 133. Прочитаем правило. Что ещё мы узнали о притяжательных прилагательных?
IV.Этап первичной проверки понимания изученного
- Выпишите из стихотворения все притяжательные прилагательные и определите их род, число, падеж. (звучит музыка)
Физкультминутка
Если я называю качественные прилагательные - руки на пояс, если относительные - руки вверх, притяжательные – руки в стороны.
Большой, степной, красивый, бабушкин, глиняный, заячий, жёлтый, пассажирский, дядин.
- А сейчас ребята, у которых желтые и красные треугольники на партах будут работать с учебником. Вы должны найти всю информацию об образовании притяжательных прилагательных. Остальные работают со мной. Мы с вами попробуем сами образовать прилагательные от существительных. Выделим суффиксы.
орден деда - дедов
яйцо страуса - страусиное
след волка – волчий
- Какие суффиксы мы выделили? Что могут добавить ребята, которые работали по учебнику?
Упр.3 - Поупражняемся в образовании прилагательных. Упр. 3 с. 125.Работаем в парах.
- Скажите, все ли прилагательные, которые мы образовали, мы употребляем в речи? Почему? Как называют слова, которые уже уходят из нашей речи? (устаревшие)
Упр.4 - дополнительное
- Сейчас я перечислю вам несколько слов, а вы мне скажете, на что это похоже.
Пирогов, Крылов, Шишкин, Кольцов, Сергеев, Марьин. (это фамилии)
- А какая это часть речи? Сейчас это существительные, но когда-то эти слова были притяжательными и отвечали на вопрос чей? И доказать это достаточно просто. Как? Можно посоветоваться в парах. (суффиксы притяжательных прилагательных –ов-, -ев- , -ин- при помощи которых образованы фамилии).
- Мы узнали много интересного о притяжательных прилагательных, но есть еще несколько вопросов, которые нужно прояснить. Вопросы эти серьезные и я хотела бы, чтобы вы поработали в группах.
V.Этап подведения итогов
- Итак, давайте подведем итоги нашего исследования.
Что отличает притяжательные прилагательные от других прилагательных.
Отвечает на вопрос чей?, а не какой?
Имеют ли эти прилагательные краткие формы?
Не имеют краткой формы
При помощи, каких суффиксов образуются?
Суффиксы -ов-, -ев-, -ин-,
Каким членом может быть в предложении?
В предложении является определением
VI. Этап рефлексии
- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Список использованной литературы
1. . С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. - М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ